Севастопольцы против возврата к экспериментам. Им нужны стабильность и благополучие

Находясь в служебной командировке по заданию редакции газеты в селе Орлином, я обратил внимание на группу людей, которые собрались у доски объявлений, расположенной в сквере напротив административного здания Орлиновского сельского совета. Они бойко что-то обсуждали. Подойдя ближе, я узнал из объявления, что вечером в местном Доме культуры состоится отчет народного депутата Украины Ивана ВЕРНИДУБОВА.Но, как я понял, объявление об отчете нардепа послужило лишь поводом для бурного обсуждения политической ситуации, которая сложилась в стране.

Не так часто ты бываешь в столь отдаленных селах, и не так часто перед простым людом выступают с отчетами чиновники, тем более такого ранга. Я решил задержаться. В указанное время зашел в Дом культуры. Большой зрительный зал был заполнен. На сцене, как и положено в таких случаях, у микрофона с бумагами в руках выступал избранник народа.

Как ни пытался Иван Васильевич приблизить свой отчет к земле, то есть к местным проблемам, сельчане его постоянно выводили своими вопросами на реалии политической орбиты Украины. После двухчасовой дискуссии с избирателями Иван Васильевич согласился ответить на мои вопросы.

— Иван Васильевич, несколько слов о сложившейся ситуации в стране, Верховной Раде?

— Из средств массовой информации все уже прекрасно знают, что сейчас творится в нашей стране. Давайте сделаем несколько шажков назад в историю нашего государства и вспомним конец 2004 года. Так, наверное, уже уготовано судьбой, что половина жителей Украины поддержала одного кандидата в президенты, вторая — другого. То есть президентские выборы показали, что в нашей стране есть два национальных лидера и политика — Виктор Янукович и Виктор Ющенко.

У каждого была своя неплохая программа. Но так уж случилось, что Верховный суд Украины присудил победу на этих выборах Ющенко. И что было потом — вы прекрасно знаете. Вместо того, чтобы засучить рукава и начать претворять в жизнь свои "десять крокiв" навстречу людям, началось феерическое шествие нового президента по зарубежным странам. На восток и юг Украины были брошены борзые отряды президентских "любих друзiв". Снимались руководители администраций, устраивался террор в отношении директоров школ, главных врачей больниц лишь за то, что на президентских выборах они поддержали Виктора Януковича. И даже за то, что в помещениях их учреждений находились избирательные участки. 20 тысяч ни в чем не повинных руководителей среднего звена были незаконно понижены в должностях или уволены. На многих завели уголовные дела. Демонстративно, через средства массовой информации, вызывали в следственные органы и суды — по сути ни в чем не повинных людей. Перед объективами камер на некоторых из них надевали наручники. Начался сплошной передел собственности или, как они красиво говорили, — реприватизация. Вот с чего начала новая власть. Никто и не думал заботиться о своем народе. Лидеры Майдана рыскали по Украине, прибирая к рукам все рентабельные предприятия. Были они и в Севастополе. Вспомните, с чего они начали в Севастополе. С газовой блокады в холодную для города зиму. По данному вопросу я вынужден был выступить с трибуны сессионного зала Верховной Рады.

— Но президент все же заметил, разобрался…

— Разобрался… Когда "любi друзi" явно погрязли в коррупции? Когда стали друг другу глотки рвать? Все это началось с первых дней прихода к власти "оранжевых". Только слепой мог не видеть всего этого.

Правительство Юлии Тимошенко, или, как его в народе окрестили, "белое братство", буквально через три месяца после своего формирования привело страну к череде кризисов: сахарный, бензиновый, молочный и другие. Начали упаковывать свои чемоданы иностранные инвесторы. Чтобы быть более объективным в оценке деятельности Тимошенко на посту премьер-министра Украины, лучше я вам приведу дословно слова лучшего друга Юлии Владимировны — Ющенко, которые им были произнесены в стенах Верховной Рады 8 сентября 2005 года во время представления кандидатуры на пост премьер-министра Еханурова Юрия Ивановича. Объясняя причины появления своего указа о снятии с должности премьер-министра Тимошенко, президент сказал, что за восемь месяцев 2005 года темпы роста внутреннего валового продукта в Украине снизились с 6,5 до минус 1,6%. Темпы роста производства за время премьерства Тимошенко также уменьшились в 2,4 раза. Торговое сальдо за семь месяцев упало с 2,6 миллиарда долларов до 118 миллионов. По признанию Ющенко, правительством Ю. Тимошенко 29,3% налоговых сборов были взяты наперед, а долг по заработной плате вырос на 15,9%. Кроме того, президент неоднократно утверждал, что Юлия Тимошенко использовала пост главы правительства для того, чтобы убедить кредиторов списать долги компании "Единые энергетические системы Украины" на сумму восемь миллиардов гривен. Вот вам оценка правления "оранжевой команды", как говорится, из первых уст.

И другой пример — Виктор Федорович Янукович. Несмотря на постоянный террор со стороны "оранжевых" в отношении него и членов его семьи в 2005 году, после победы на выборах 2006 года он не стал сводить счеты, а, получив 4 августа от Верховной Рады правительство, сформировал профессиональную команду, засучив рукава, начал работать над выводом экономики и страны в целом из кризиса. Была разработана и утверждена парламентом Антикризисная программа, которая полностью выполнена. Были разработаны и утверждены программа и стратегия, рассчитанная на перспективу до 2011 года. Начали повышаться зарплаты, пенсии, бизнес стал вкладывать деньги в экономику, пошли иностранные инвестиции. То есть люди почувствовали, что при таком правительстве можно реально улучшить качество своей жизни. Стало очевидным для значительного большинства украинцев, что в стране явно один-единственный национальный, всеми признанный лидер. Это — Виктор Янукович. И те, кто стоял на Майдане, и те, кто рьяно поддерживал в глубинке "оранжевых", начали понимать, что их в 2004 году красиво обманули.

Естественно, и те, которые были у кормушки от власти, поняли, что еще год-два — и о них будут говорить в прошлом времени. И с февраля 2007 года началась атака на правительство Виктора Януковича, Верховную Раду, которая в своем большинстве была на стороне действий правительства, начался ежедневный шантаж на самом высоком политическом уровне. К великому сожалению (хотя, по логике вещей, другого и не могло быть), шантажистов поддержал президент, который в очередной раз доказал всей Украине и всему миру, что он, увы, не всенародный президент, а лидер своей партии. Что он никакой не гарант Конституции, а ее нарушитель. Ющенко поддержал планы оппозиции, направленные на дискредитацию Верховной Рады, правительства Виктора Януковича; он сознательно пошел на дестабилизацию ситуации в стране, санкционировав захваты и блокирование парламента, Генеральной прокуратуры, Конституционного суда Украины, рассчитывая на поддержку внутренних войск, которые он себе незаконно переподчинил. Все его действия, я подчеркиваю, были осознанными. Они были рассчитаны на ответные действия Верховной Рады, правительства. И вы прекрасно понимаете, чем все это могло закончиться, когда со всех мест своей дислокации внутренние войска двинулись на Киев, а из многих регионов Украины в Киев рвались сторонники правительства и Верховной Рады. И чтобы не пролилась кровь, и правительство, и коалиция ВР согласились на внеочередные выборы в Верховную Раду, которые и состоятся в конце этого месяца. Вот вам и ответ на ваш вопрос.

А как пройдут эти выборы? Я думаю, что наш народ намного мудрее, чем о нем думают некоторые лидеры "оранжевых", и второй раз люди уже не будут наступать на одни и те же грабли — не поверят пустым обещаниям. Ведь у "оранжевых" была в руках практически абсолютная власть — им никто не мешал. Было и время, чтобы успешно сделать не десять, а больше "крокiв" навстречу людям. У Юлии Владимировны было достаточно времени, чтобы сделать не 11 и не 12 прорывов. Но у них была эйфория, они катались на коньках да презентовали перед телекамерами свои новые наряды. А другие, команда Виктора Януковича, придя после них в правительство, засучив рукава, разгребали экономические и политические завалы.

И здесь необходимо отметить, что даже с учетом такой сложной ситуации, которая сложилась в стране, Верховная Рада успела сделать много важных для нашего общества шагов, принять основополагающие для жизни каждого украинца законодательные акты, стабилизировать систему управления и продолжить конституционную реформу. Свою эффективность во время работы Верховной Рады V созыва доказали такие механизмы, как Совет коалиции депутатских фракций и Координационный совет депутатских фракций в Верховной Раде и Кабинете министров Украины.

— Иван Васильевич, несколько слов о государственном бюджете, который уже поступил в Верховную Раду (разговор происходил до обсуждения проекта бюджета в Верховной Раде. — Ред.).

— Проект государственного бюджета на 2008 год действительно поступил из Кабинета министров в Верховную Раду на этой неделе. Сейчас он находится в комитетах — идет его обсуждение. Я ознакомился с ним и хочу сказать, что цифры, заложенные правительством в проекте бюджета, действительно поражают. Доходы государственной сметы на следующие годы должны составить 246,3 миллиарда гривен, что на 48,4 миллиарда гривен больше плана на 2007 год. Представленный проект бюджета, если можно так выразиться, намного социальней предшественника, то есть основные средства направляются на решение социальных вопросов: в частности, предусмотрено субсидирование для граждан, имеющих право на льготы; заложены средства на несколько этапов повышения минимальной заработной платы, пенсий. Естественно, значительная часть ассигнований пойдет на развитие экономики страны, которая является базисом успешного выполнения всех социальных программ.

Что касается места нашего города в этом бюджете, то Севастополь здесь выглядит примерно на уровне этого года: та же сумма по линии субвенций, примерно такое же количество денег направляется на выполнение социальных программ. Планируется выделение 6,567 миллиона гривен на осуществление выплат, а также погашение задолженности педагогам нашего города за прошлые годы, предусмотренное ст. 57 закона Украины "Об образовании".

Но это лишь проект, а как закон его будет принимать уже новый состав Верховной Рады Украины. Очень важно отметить, что в проекте государственного бюджета на 2008 год нашли свое отражение практически все наказы избирателей, которые поступили в парламентскую фракцию "Регионы Украины" за этот год. То есть обещания наших народных депутатов, данные избирателям, не остались пустым звоном.

— Сегодня нет такого СМИ, которое не критиковало бы правоохранительную систему страны. Что вы, как Заслуженный юрист Украины, можете сказать по этому поводу?

— Ничего хорошего я вам по этому вопросу сказать не могу. Если Президент Украины, гарант Конституции издал не одну сотню (а это подтвердила специальная комиссия Верховной Рады) указов и распоряжений, противоречащих не только действующим законам, но и самой Конституции Украины, то что можно говорить о других руководителях судебных и правоохранительных ведомств? Президент и его Секретариат грубо вмешиваются в действия Конституционного суда Украины, вешают ярлыки на отдельных судей, незаконно их увольняют, хотя существует специальная процедура увольнения судей Конституционного суда. Президент увольняет и назначает на должность председателей местных судов, хотя Конституционный суд указал, что он не имеет на это право. Уже в норму вошли рейдерские захваты крупных и малых предприятий под прикрытием судебных решений, где в конечном итоге судья получает свой интерес. А ответственности по сути — никакой. Поэтому люди как не доверяли судебной системе, так и не доверяют. Расформирование всей правоохранительной и судебной системы неизбежно.

— Иван Васильевич, за последние пять лет (а за это время я побывал практически во всех уголках нашего славного города) я нигде не видел, чтобы кто-то из народных депутатов Украины (за исключением Вернидубова и Заичко) отчитывался перед своими избирателями. Где же представители других партий и фракций, входящих в состав Верховной Рады?

— Ну что ж, если есть вопрос, то должен быть и ответ. Фракция Партии регионов в парламенте распределила своих депутатов по округам, так что за Севастополь отвечаем мы с Вадимом Колесниченко, который также систематически выступает перед севастопольцами с отчетом о своей депутатской деятельности. Свою позицию по данному вопросу я неоднократно озвучивал в средствах массовой информации. Уровень развития страны (цивилизованности, что ли), культуры и многое другое у нас таково, что пропорциональная система выборов внедрена явно рано. Уверен, смешанная система выборов еще себя не исчерпала, при ней учитываются и интересы партий, блоков, и, что главное, отдельной личности. Во-первых, каждый желающий может попробовать свои силы и, как регламентирует Конституция (ст. 38), "быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления"; во-вторых, учитываются интересы избирателей, которые своим депутатом хотели бы видеть конкретного человека, а не абстрактный список. Особенно это важно при выборах в местные советы, куда депутатом люди должны избирать конкретного человека, к которому они потом и будут обращаться.

Вы правы, но я не знаю, кто из народных депутатов, кроме нас с Колесниченко, проводит систематические приемы в городе и кто встречается с трудовыми коллективами, гражданами по месту их жительства, кто помогает решать конкретные проблемы людей.

Очень хорошо также, что в нашем городском совете его председатель В.В. Саратов волевым решением закрепил за депутатами своей фракции микрорайоны Севастополя. А депутаты из других фракций? А если и они будут закреплены по той же схеме, к кому должен обращаться избиратель? Или он должен ходить по кругу от одного народного избранника к другому, как будто у избирателя где-то написано, что он голосовал именно за этого депутата, а не за другого? Избирателю все равно, какого "цвета" депутат. Главное, чтобы он находился реально в его округе и решал проблемы людей. Убежден, что рано или поздно мы все равно вернемся если не к мажоритарной системе выборов, то к смешанной — уж точно.

— И последний вопрос. 30 сентября выборы в Верховную Раду. Что вы ждете от избирателей?

— Я — севастополец. Я прописан и живу в городе-герое Севастополе. И после окончания депутатской деятельности останусь здесь. В этом году в первый класс пошел мой внук. Я хочу, чтобы у моих детей, у моих внуков было будущее: любимая работа, жилье, семейное благополучие. И я уверен, что так думает каждый севастополец. И ему больше не нужны эксперименты "оранжевых". Ему нужны стабильность и благополучие, которые он сегодня имеет при правительстве Виктора Януковича и на которые он рассчитывает в будущем. Севастопольцы за два года право на свой выбор доказали четырежды. Так будет, я уверен, и в пятый раз. Я абсолютно уверен! Я прошу их лишь об одном: обязательно всем прийти на свои избирательные участки и проголосовать. Чтобы была полная и объективная картина результатов нашего волеизъявления. Поэтому все на выборы!

— Спасибо за беседу!

Другие статьи этого номера