Как хочу, так и ворочу?

Несколько лет без разрешительных документов шла торговля хлебом и хлебобулочными изделиями в трейлере на проспекте Ген. Острякова, вблизи подземного перехода. Проверка, проведенная специалистами по делам защиты прав потребителей и отдела торговли и бытового обслуживания Ленинской РГА, выявила целый ряд нарушений. Мало того, что трейлер был «самозванцем», отсутствовала необходимая информация и о товаре. Время выхода из печи хлеба, срок годности, состав сырья, наименование предприятия-изготовителя, масса изделий — все это так и осталось тайной, скрытой за семью печатями. Продавец, у которой, как выяснилось, даже не было медицинской книжки, не смогла внести ясность. По результатам проверки реализация хлебобулочных изделий приостановлена. К предпринимателю, некоей Н.В. Тихоновой, применены санкции.

Этот случай далеко не единственный. Позицию "наглость — второе счастье" разделяют немало людей в городе. Для таких главное — прибыль любой ценой. Даже видавшие виды инспекторы управления по делам защиты прав потребителей были, мягко говоря, удивлены, заглянув в мясную лавку, расположенную на остановке "Ул. Юмашева". "Фарш охлажденный" стоимостью 20 гривен за килограмм имел явный зеленоватый оттенок и неприятный запах, что, впрочем, ничуть не смущало продавцов. Мухи, кружившие над заветренным, уже с потемневшей поверхностью мясом, красноречиво дополняли эту нерадостную картину. Температура хранения продукции в охлаждающих витринах на момент проверки оказалась выше установленной нормы. Практически весь товар имел признаки потери качества. Не оказалось и документов, подтверждающих его безопасность.

Каждый потребитель имеет права, но далеко не каждый пользуется своим правом. Это дает шанс нечистым на руку дельцам развивать свой бизнес. "Товары для здоровья" — так назывался киоск, расположенный на Юмашевском рынке. Доверчивым гражданам предлагалось приобрести биологически активные пищевые добавки. Только вот документов, подтверждающих их надлежащее качество и, главное, безопасность, при проверке не оказалось.

Сегодня очень модно слово "европейское". Европейский выбор, европейская одежда (чаще всего это обычный "секонд-хэнд"), европейские вина из европейских сортов винограда (чем свой хуже?) и так далее. Зачастую это лишь обычный рекламный звон. Не может мороженое быть "Королевским" (место реализации — пр. Гер. Сталинграда, 48), если у него уже истек срок годности, как безопасными и вина с осадком "Каберне", "Бастардо", "Черный король" (магазин "Домашний", ул. Ген. Лебедя). Возможно, не каждый способен предъявлять претензии и требовать у продавца необходимую документацию, но проверить срок годности товара — долг хотя бы перед самим собой. На днях порадовала такая картина. Мальчишка на вид лет двенадцати, купив йогурт, сделал замечание продавцу, что указанный срок годности истек. "Только сегодня утром завезли" — услышал он резкий ответ. "Это уже неважно, — ответил ребенок, — я его все равно не возьму". Продавец была вынуждена предложить мальчику другой молочно-фруктовый йогурт.

По словам начальника управления по делам защиты прав потребителей А.А. Шмидмана, за последний год количество жалоб от населения выросло в 3-4 раза. Люди возмущены: цены неуклонно растут, а качество на многие виды продукции падает. Если в сентябре прошлого года в результате проверок было возвращено потребителям 11,9 тысячи гривен за некачественные товары и услуги, то в сентябре этого года уже 34,5 тысячи гривен. Количество административно-хозяйственных санкций в сентябре этого года составило 42,3 тысячи гривен, для сравнения: в прошлом году — 26,5 тысячи. Это говорит о том, считает А.А. Шмидман, что права потребителей с каждым годом все больше нарушаются и приходится вести настоящую борьбу, защищая интересы и здоровье людей.

Подготовила Оксана НЕПОМНЯЩИХ.

(По материалам, предоставленным специалистами управления по делам защиты прав потребителей).

Глас народа

КАК ЧАСТО ВАМ ПРИХОДИЛОСЬ СТАЛКИВАТЬСЯ С НАРУШЕНИЕМ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ?

Татьяна Петровна, служащая:

— Увы, гораздо чаще, чем хотелось бы. Причем, если мы всегда традиционно считали, что обмануть (обвесить, обсчитать, "подсунуть" некачественный товар — продовольственный и промышленной группы) могли только на рынке, то теперь нет уверенности в том, что так же не поступят в супермаркетах и приличных бутиках. И при этом в очень редких случаях их заботят интересы покупателя, его настроение и в конце концов материальные потери.

Иван Павлович, пенсионер:

— Да на каждом шагу нарушаются. Без всякого зазрения совести. Сядешь в маршрутку (если очень спешишь) — билет не дадут. Попросишь его — посмотрят, как на врага народа. Придешь на рынок — беззастенчиво обвесят да еще и нахамят при этом. Вызовешь сантехника из коммунальных служб — сделает работу отвратно, но денег при этом сдерет прилично… И так почти ежедневно, как в замкнутом круге. А чтобы свои права защитить, здоровье надо иметь о-го-го! Пока бумажки соберешь, дабы доказать, что твои права нарушили, уже ничего не хочется.

Олег, студент:

— В целом я как-то особенно не задумывался над этим вопросом, пока сам не столкнулся с фактом нарушения своих прав. Покупал компьютер в одной из фирм города, четко объяснил, чего хочу, на какую примерно сумму (деньги-то родители давали). Меня заверили, что все будет тип-топ… Оплатил покупку, доставили мне ее бесплатно. Но радовался я недолго. Почти сразу начались проблемы: сначала с компьютером, а потом и с фирмой-продавцом. Больше полугода длились мои препирательства с ней. В конце концов все уладилось, но осадок неприятный остался. А еще я получил хороший урок на всю жизнь, что не нужно стесняться требовать сертификаты качества, свидетельства о регистрации и другие документы, которые понадобятся в случае приобретения некачественного товара.

Анна Ивановна, жительница пр. Победы:

— Так обидно бывает, когда, придя из магазина или с рынка, начинаешь разбирать покупки и понимаешь, что тебя в очередной раз провели. То к хорошему кусочку мяса косточек незаметно подложили в лучших традициях советской торговли, то в полкило свежих огурчиков гнилых подсунули. То сахар подмоченный, то молоко прокисшее… Всего и не перечислишь. Возраст и здоровье мои уже, к сожалению, не позволяют идти искать защиты и бороться за свои права. Поэтому чаще всего плачу от обиды и бессилия. Хорошо хоть еще осталась "Слава", которая эти темы поднимает.

Ирина Константиновна, жительница пр. Ген. Острякова:

— По мелочам сталкиваюсь с нарушением прав потребителей довольно часто. А вот по-крупному "залетела" с ремонтом. Привыкла людям доверять. Теперь знаю — зря. Надо каждый шаг оформлять документально, сроки выполнения работ указывать, суммы проставлять, штрафные санкции определять. И не смотреть на то, что это может обойтись несколько дороже. Поверьте, я теперь на собственном опыте убедилась, что лучше переплатить, чем потом в голос рыдать и тратить гораздо более серьезные деньги на исправление недоделок и недоработок.

Другие статьи этого номера