Ольга ОСКОЛЬСКАЯ: «Лучшая награда для меня — это достижения моих учеников»

Сотрудник коммунального внешкольного учебного заведения «Центр эколого-натуралистического творчества учащейся молодежи» (КВУЗ «ЦЭНТУМ»), вице-президент Севастопольского отделения МАН, кандидат биологических наук Ольга Ильинична Оскольская Награждена памятным знаком «За заслуги перед городом».

Ольга Ильинична Оскольская — человек скромный. О себе рассказывать особо не любит, но когда речь заходит об учениках, в ее глазах сразу загорается огонек. О своих девчонках и мальчишках говорит с гордостью. И ведь есть чем гордиться! Многие ученики Ольги Ильиничны поступили в аспирантуру, продолжают заниматься наукой в Киеве, Севастополе (только в Институте биологии южных морей их пять!). О ее воспитанниках наслышаны не только в нашей стране, но и за рубежом. Кстати, последняя "звездочка" — выпускница севастопольской школы N 21 (ныне — гимназия N 10) Мария Шулика — заняла в этом году второе место на Международной олимпиаде экологических проектов в Турции.

— Работа Марии была довольно сложной, — говорит Ольга Ильинична. — Она выбрала тему: биоэкологическая характеристика семейства орхидных водосборного бассейна реки Черной. Когда Мария пришла заниматься в МАН, у нее были проблемы со здоровьем. Но она очень любила двигаться, ей хотелось заниматься полевой практикой. Ей было сложно, но помогло упорство. В результате Мария собрала очень хороший материал об орхидеях — редких охраняемых растениях. Мы показали динамику состояния 18 видов этого удивительного семейства за пять лет, выявили, какие из видов нуждаются в первоочередной защите, определили участки, где происходит снижение численности орхидей… В общем, работа получилась очень интересной. Слава Богу, Мария смогла достойно представить ее в Турции на международной олимпиаде экологических проектов и привезла серебряную медаль. А ведь конкуренция была очень серьезной — 300 участников из более чем 20 стран. Защищалась Мария на английском языке, вопросы ей также задавались на английском. Это было очень серьезным испытанием для девочки, но полученная награда того стоила. Мария с зачислением поступила на биологический факультет Харьковского университета.

— Ольга Ильинична, как долго вы занимаетесь с ребятами и почему решили посвятить себя этой работе?

— С ребятами занимаюсь более двадцати лет. А выбрала эту работу потому, что считала себя не вполне реализованной в науке. Мне очень нравилась МАН, куда вместе с молодыми сотрудниками Института биологии южных морей я и отправилась реализовывать себя, делиться накопленным опытом с детьми. Нам всем очень повезло: мы попали к директору эколого-натуралистического центра Татьяне Александровне Остроушко, которая поддерживает молодежь. Она для нас — как большая мама: не боится рисковать, беря на работу таких вот "темных лошадок". Кто-то спустя время уходит, а кто-то остается работать до седых волос.

— Любой ребенок может попасть к вам на занятия?

— Конечно, причем в любое время года. Мы берем ребят, начиная с седьмого класса, работаем с ними и летом, и в каникулы, у нас нет выходных.

— Трудно работать с детьми?

— И трудно, и приятно. То, что легко дается, обычно не доставляет наслаждения. Основная сложность состоит в том, что когда дети приходят к нам, они не представляют себе, что такое МАН и каковы ее цели. Они привыкли к тому, что в школе им дают определенный материал, который можно вызубрить. И кто лучше его расскажет, тот молодец. А здесь требования совершенно иные: самому нужно получить свежие результаты, самому их проанализировать, и кто лучше это сделает, тот и достигнет успеха. Основная задача МАН — развить у каждого ребенка аналитические способности. Ребятам очень сложно перестроиться, поэтому первый месяц они вообще не могут понять, что от них требуется. Многие ребята приходят в МАН как на дополнительное репетиторство. А всерьез наукой начинают заниматься лишь самые упорные.

Еще одна сложность, с которой приходится сталкиваться при работе с детьми, заключается в том, что современные ребята совершенно не умеют работать самостоятельно. Если раньше дети много писали, то теперь просто скачивают из Интернета необходимые работы. А нам нужно, чтобы они пронаблюдали за каким-то явлением, проанализировали собранные данные и изложили все по той же схеме, по которой излагается кандидатская диссертация. По сути, мановская работа представляет собой хороший авторский реферат. И те, кто справляется с этой серьезной задачей, сохраняют увлечение наукой на всю жизнь.

— Какие еще есть отличия у нынешних ребят от тех, которые занимались у вас 20 лет назад?

— Прежде ребята были невероятно дружны (они и сейчас дружат). Нынешние дети более прагматичны, поверхностны, им присуще не всегда обоснованное желание лидировать, а если что-то не получается, они уходят в сторону. С такими ребятами очень сложно строить взаимоотношения, сложно создавать сплоченный коллектив. А еще нас огорчает очень слабое физическое развитие детей. У нас есть полевая практика, работа в лабораториях, где необходимо целый день заниматься анализом, а ребята не выдерживают нагрузок. Километр прошли — и устают, пытаются прилечь. Естественно, при этом внимание у детей ослабевает.

— Можно ли среди новичков определить талантливых ребят?

— В принципе, при наличии педагогического опыта сделать это можно достаточно быстро. Обычно мы собираем в группе детей разного возраста и преподаем им сложный курс. Так вот, иногда младшие ребята быстрее "схватывают" материал, чем старшие. В процессе обучения подводишь их к какой-то идее и спрашиваешь: "Кто скажет?" Талантливые детки откликаются сразу. Для меня самое главное — успехи моих учеников. Очень многие потом продолжают работать в области биологии, экологии, медицины, преподают, некоторые — на этапе защиты кандидатской диссертации. Они и сейчас приходят к нам в МАН, секретничают. Очень много у нас совместных публикаций в хороших научных изданиях.

— Трудно сегодня подготовить олимпийца-международника?

— Основная сложность заключается в том, что многие наши ребята, имея прекрасные работы, к сожалению, в достаточной мере не владеют английским языком. Также их подводит недостаточное знание теории. Получается, что, имея великолепную практическую работу, теоретический тур наши ребята пишут не очень хорошо.

— Наши олимпийцы-международники работают на имидж Севастополя. Может, и город чем-то может им помочь?

— Проблем действительно много. Каждый раз приходится искать спонсоров. Очень большую поддержку нам оказывает Международный институт океана, спонсирующий многие наши мероприятия, за что мы благодарны координатору Виктории Радченко. Чтобы добиться успеха, дети должны многое знать и уметь. И если нам удается подготовить их к международным олимпиадам, оттуда ребята, как правило, возвращаются с победой.

— Очередного будущего олимпийца-международника уже присмотрели?

— Сейчас в МАН занимается очень интересная девочка. Но у нее слабовато с теорией. Впрочем, будет еще новый набор деток. Так что будем работать!

— Желаем удачи!

Другие статьи этого номера