В настоящее время государственный бюджет Украины недополучает огромные денежные средства вследствие того, что значительное количество предприятий пользуется различными схемами минимизации базы налогообложения. Наличие этих схем во многом объясняется несовершенством налогового законодательства. Тем не менее налоговая служба находит методы влияния на подобные субъекты хозяйствования.Главным приоритетом в работе аудиторской службы налоговых органов является выявление и разрушение схем оптимизации налогов предприятиями, вклад в бюджет которых неадекватен их валовым доходам. Это так называемые предприятия-"минимизаторы".
По итогам 2006 года в Севастополе 39 субъектов предпринимательской деятельности — юридических лиц задекларировали доходы свыше 50 млн грн, уплатив при этом в бюджет мизерные суммы налога на прибыль. Именно такая категория плательщиков, в которую входят крупные представители торговли, строительства, рыбной отрасли и нефтебизнеса, пользуется повышенным вниманием со стороны налоговиков.
В текущем году документальными проверками были охвачены 28 предприятий-"минимизаторов", в результате чего в бюджет дополнительно привлечено 1,9 млн грн налогов.
В ходе проверок крупных торговых фирм выявлено, что минимизация налогов происходит путем необоснованного завышения валовых расходов и налогового кредита по НДС на сумму сомнительных услуг, полученных, как правило, от предпринимателей — плательщиков единого налога: маркетинговых, информационно-консультационных, а также по международному роумингу, использованию торговой марки и др.
Такой способ минимизации налогов в бюджет использует, в частности, предприятие, имеющее одну из крупнейших сетей супермаркетов в Крыму, обороты которого в первом полугодии 2007 года составили десятки миллионов гривен, а начисления налога на прибыль — лишь 22 тыс. грн. По результатам документальной проверки доначислено 7,8 млн грн.
Подобной тактики придерживается и севастопольская компания, осуществляющая основной вид деятельности в сфере оптовой и розничной торговли алкогольными напитками и продуктами питания. Это предприятие в текущем году задекларировало валовые доходы свыше 10 млн грн, а налоговые обязательства по налогу на прибыль не превысили 14 тыс. грн. В ходе проведения документальной проверки было установлено, что сумма недоплаченных налогов в бюджет составляет 3,8 млн грн.
В качестве негативного примера следует привести и крупнейшего оптовика, экспортера сельхозпродукции. Его руководители минимизируют налоги, осуществляя сомнительные операции с плательщиками единого налога. Проводя экспортные операции, СПД постоянно претендует на получение из бюджета возмещения налога на добавленную стоимость, только в этом году ему было перечислено на расчетный счет почти 1 млн грн, а взамен бюджет получил копейки.
Аналогичная ситуация прослеживается и на других объектах торговли. К примеру, в третьем квартале завершились проверки предприятий одной из крупных корпораций, которые перечисляют в бюджет налоги в объемах, несопоставимых с их миллионными оборотами. Проведенные проверки показали, что СПД манипулируют товарными остатками, реализуя друг другу товар, который хранится на совместно арендуемых площадях в разных регионах Украины.
Эффективные контрольно-проверочные мероприятия этой финансово-промышленной группы позволили дополнительно мобилизовать в бюджет более 200 тыс. грн.
Несмотря на то, что мы добились определенных позитивных результатов и 85% проверенных в 2007 году предприятий увеличили уплату налогов в бюджет в общей сумме на 2 млн грн, однако по итогам первого полугодия 2007 г. общая величина исчисленных налогов только у 49 крупнейших предприятий города не соответствует уровню валовых доходов, в связи с чем ежегодно бюджет недополучает порядка 5 млн грн.
Хочу подчеркнуть, что налоговые органы стоят на защите интересов государства, на укреплении партнерских отношений с добросовестными плательщиками налогов, но только не с теми, кто уклоняется от налогообложения и минимизирует свои налоговые обязательства. А для создания таким "хозяйственникам" крайне некомфортных условий в их бизнесе у нас достаточно рычагов влияния в рамках действующего законодательства.