Снесла курочка яичко, не простое, золотое…

Во время предвыборных обещаний наши политики говорили о чем угодно, только не о том, что в начале октября, например, яйца в нашей стране станут «золотыми» (сегодня цена на десяток поднялась до 6-7 гривен), что больше «червонца» будет стоить литр подсолнечного масла, а более чем на двадцать процентов подорожает литр молока. Оно и понятно: мелкие это разговоры для государственных мужей. Тем, кто ворочает миллионами гривен, а между делом и миллионами человеческих судеб, размах предполагается соответствующий. Если уж организовывать что — так парламентские выборы в стране, если уж менять — так Конституцию…

Какими только причинами сегодня не пытаются аналитики объяснять рост цен! Один из посылов — подорожание продуктов и товаров первой необходимости во всем мире. Дескать, цена на нефть и энергоносители неуклонно растет, и этот процесс глобальный. Только для нас, жителей страны с неэффективной экономикой, где большинство по-прежнему составляют так называемые малоимущие слои, это слабое утешение. Рост цен на фоне закаменевшего уровня зарплат и пенсий, а также провозглашенных, но зачастую не выплачиваемых вовремя социальных пособий, выглядит как финансовая агрессия, направленная против своего народа. Вопросами о первичности и вторичности происходящих процессов, как говорится, сыт не будешь. Люди, как их ни убеждай, хотели, хотят и будут хотеть есть.

Сокращение во всем мире сельскохозяйственных угодий как второе объяснение роста цен в наших "независимых" условиях выживания также не выдерживает никакой критики. Если во всем мире этот процесс обусловлен интеграцией и развитием промышленных городов, то у нас, пожалуй, — элементарным обнищанием. Только в Крыму за прошедший год прекратили свое существование около пяти деревень: в поисках лучшей доли из них выехали все люди.

Ослабление влияния власти и обострение экономического кризиса в стране — вот основные приметы этой украинской осени. Честно сказать, другого и не ожидали. Предвыборная трескотня на какое-то время сменилась тревожной, выжидающей тишиной. Вот уже набирает обороты новая песнь "О газе". Какие ценники мы увидим на прилавках зимой? На кого и на что будем в очередной раз возлагать надежды? Корреспонденты газеты "Слава Севастополя+" вышли на улицы, чтобы узнать, что о происходящем думают севастопольцы.

Оксана НЕПОМНЯЩИХ.

Глас народа

ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ О РОСТЕ ЦЕН?

Валентина, продавец овощной продукции:

— В нашем совхозе "Обильный" Джанкойского района в этом году был неплохой урожай. Но чтобы привезти сельхозпродукцию на севастопольские рынки, нам, обычным сельчанам, приходится нанимать грузовую машину. Так как за последние два месяца горючее подорожало, пришлось и нам цены поднимать. Пробовали как-то возить товар на электричке. А это, представьте, 7-8 мешков. Физически очень трудно. Слышала, что цены на бензин до Нового года еще повысятся. Значит, продукты еще подорожают. У нас с мужем это семейный бизнес. Другой в селе работы нет.

Тамара Васильевна, пенсионер:

— Я уж подметила: как только нам, пенсионерам, прибавляют пенсию, так и цены взлетают. Такая вот народная примета. Только инфляция съедает эти скромные добавки. В сентябре, например, добавили 30 гривен, считай, по гривне на каждый день. А буханка хлеба стоит теперь 2,60.

Я сорок лет проработала швеей. Моя пенсия составляет 500 гривен. На эти средства трудно прожить, приходится подрабатывать. Все вырученные средства трачу на питание и лекарства. Новых вещей для себя уже не покупала давно.

А цены растут, я думаю, от отсутствия власти. Депутаты заняты выборами, и предприниматели крутят нами как хотят. Я, например, на последние выборы даже не ходила. Первый раз в жизни. Со мной никто не считается. Зачем мне ходить?

Сергей, покупатель:

— Я очень обеспокоен происходящим. Люди сегодня не уверены в завтрашнем дне. От наших руководителей не знаешь, чего и ожидать, а сейчас и подавно. Вокруг, ей-богу, какой-то хаос. Повышение цен связываю со всеобщим беспорядком. Уверен, кому-то так выгодно. Выборы, рост цен — суть одного политического процесса. По большому счету, до да нет дела никому.

Ольга, служащая:

— Доходы семьи позволяют приобретать все необходимое. Я не жалуюсь. Но трудно не испытывать тревогу, глядя на происходящее вокруг. Нет стабильности. Все подорожало. Мне очень жаль пенсионеров, стариков, малоимущие семьи с детьми. На последние выборы я ходила, но голосовала скорее всего автоматически, не так, как в предыдущий раз. Думаю, пора начинать делать продуктовые запасы впрок, как в былые годы.

Людмила Николаевна, продавец мясной продукции:

— Самый дорогой период, зима, еще впереди. Не хочу никого пугать, но к Новому году мясо у нас традиционно дорожает. Хотя ситуация на рынке — явление трудно предсказуемое. Здесь день на день не похож. Например, в выходные дни цена за килограмм на несколько гривен выше. Ничего не поделаешь — спрос.

Кстати

Резкий скачок цен на продукты питания сейчас переживает и Россия, где предвыборная гонка только началась. Некоторые политики уже отреагировали, назвав происходящее "сговором перекупщиков" и обязав разобраться соответствующие контролирующие органы. Антимонопольный комитет Украины в настоящий момент также предпринимает активные действия. Но вероятность "отступления" цен невелика. Эпоха дешевых продуктов безвозвратно утеряна.

Коротко

"К середине октября в Украине подорожает водка, — заявил директор ассоциации "Союз оптовиков и производителей алкоголя и табака" В. Демчак. — Причина — почти двукратный по сравнению с прошлым годом рост цен на зерно, из которого делают спирт, причем это — не предел".

Сахар не подорожает, утверждают представители ассоциации "Укрсахар". В нынешнем сезоне планируют произвести 1,8 млн т сладкого продукта — это годовая потребность Украины в сахаре, включая промышленность и население. Более того, в октябре в ассоциации прогнозируют его удешевление…

По поводу роста цен на подсолнечное масло Антимонопольный комитет Украины заявил о начале расследования. В некоторых супермаркетах взлетевшая было цена снизилась до 8-8,5 гривны за литр.

Только цифры

484,4 миллиона гривен потратили на телерекламу украинские политики, баллотировавшиеся в парламент. Такую цифру приводит журнал "Корреспондент", ссылаясь на мониторинг медиагруппы Kwendi. Больше всех потратились лидеры политгонки — Партия регионов (162,7 млн грн) и БЮТ (136,3 млн грн). Далее следуют блок "НУ-НС" (105 плюс до двух миллионов на личные рекламные ролики Юрия Луценко и Президента Виктора Ющенко), блок Литвина (37,7) и СПУ (26,5). Значительно экономнее тратила деньги КПУ (2,7), что не помешало ей уверенно взять свои обычные пять (плюс-минус) процентов.

В тему

Совсем не выборы беспокоили больше всего украинцев, выяснило представительство Международного фонда Transition Democracy Fund еще в начале сентября, опросив 3600 респондентов в облцентрах, райцентрах и малых городах. Первоочередного решения, по мнению опрошенных, требует проблема роста цен — за это высказалось 68,7 процента респондентов; коррупция в высших эшелонах власти — 49,4 процента; повышение тарифов на ЖКУ — 48,2 процента. Неблагоприятные условия бизнеса, например, обеспокоили только 8,4 процента опрошенных.

Другие статьи этого номера