По ком плачет долговая яма?

Одной из составных развитого цивилизованного общества является высокий уровень добровольной уплаты налогов. Ведение хозяйственной деятельности в рыночных условиях требует от руководителей предприятий понимания основных налоговых законов и механизмов их функционирования. Но, к сожалению, приходится констатировать, что в Севастополе находится немало предприятий, которые имеют перед государством крупные суммы налогового долга. Работа по сокращению таких бюджетных обязательств признана Государственной налоговой администрацией Украины одним из приоритетных направлений деятельности в 2007 году. О региональных должниках рассказывает заместитель председателя государственной налоговой администрации в Севастополе Степан БОГАЧЕВСКИЙ:- Севастопольские специалисты налоговой службы прилагают немало усилий по наполнению казны города и государства в целом. И, тем не менее, ряд налогоплательщиков имеет на сегодняшний день задолженность по расчетам с бюджетом. На начало октября налоговый долг сложился в сумме 50 млн 509 тыс. грн, в том числе 309 предприятий имеют задолженность на общую сумму 46 млн 634 тыс., долг физических лиц составляет 3 млн 874 тыс. грн.

В результате постоянной и кропотливой работы сотрудников налоговой службы за девять месяцев текущего года в государственный бюджет Украины уже направлено 11 млн 782 тыс. грн, в местный бюджет привлечено 2 млн 778 тыс. грн. В том числе: за счет реализации имущества должников — 470 тыс. грн; изъятия наличности из касс — 706,5 тыс. грн; за счет применения административных арестов активов и счетов — 263 тыс. грн; применения процедуры банкротства — 4 млн 987 тыс. грн.

— Какие предприятия являются самыми крупными должниками?

— Свыше 26 млн грн, или 50 процентов от общей суммы налоговой задолженности по городу, приходится на одно предприятие — ООО "Сэндмаркет-Холдинг" (директор Ю. Скуратовский), в отношении которого по инициативе налоговой службы города в 2002 году открыта процедура банкротства. Кроме налоговых долгов, за предприятием также числится просроченный банковский кредит. Используя различные схемы, юристы предприятия искусственно затягивают процедуру банкротства, препятствуя тем самым удовлетворению законных требований кредиторов. Понесенные затраты на ведение длительной юридической борьбы приносят вред не только самому предприятию, но и государству.

Не предпринимают эффективных шагов по погашению значительной налоговой задолженности руководители предприятий: ЧП "Южная сырьевая компания" (директор М. Филоннов, налоговый долг — 1 млн грн), ЧП "Фармфабрика "Эхинопс" (директор С. Сафронов, налоговый долг — 0,8 млн грн), ГП "СРРЗ "Контакт" (директор А. Борбуш, налоговый долг — 0,6 млн грн), в/ч 49311 (командир части С. Пушкин, налоговый долг — 0,3 млн грн), ОАО "Севастопольский рыбоконсервный завод" (директор М. Шевченко, налоговый долг — 0,2 млн грн), ЗАО "Дионис-сервис" (директор А. Чепленко, налоговый долг — 0,3 млн грн).

Сложности с расчетами по налогам имеют также крупные бюджетообразующие предприятия города. Так, например, ОАО "Севастопольгаз" является единственным предприятием, которое обеспечивает функционирование предприятий теплоэнергетики города, безопасность эксплуатации газовых магистралей и газового оборудования жилых домов и предприятий соцкультбыта. На финансовое положение указанных предприятий негативно влияет имеющаяся задолженность за оказанные услуги основных потребителей — населения и бюджетных организаций. И, несмотря на то, что данные плательщики ежемесячно перечисляют в бюджет около 400 тыс. грн, налоговый долг погасить в полном объеме пока не удается.

Я хочу предостеречь руководителей предприятий-должников и предпринимателей, что не следует пренебрегать как городскими, так и государственными интересами. Непонимание или нежелание понимать значимость своевременного и полного выполнения налоговых обязательств ставит под угрозу финансирование социальных программ и содержание бюджетной сферы экономики, а это прежде всего выплата пенсий, пособий, заработной платы учителям и врачам, функционирование детских садов, школ, больниц, учреждений науки и культуры. Кроме того, обеспечение нашего города водой, теплом, электричеством, газом неразрывно связано с наличием денежных средств в бюджете. Призываю руководителей предприятий, а также предпринимателей пересмотреть свое отношение к выполнению обязательств перед бюджетами и в кратчайшие сроки погасить налоговую задолженность.

— Не так давно среди предприятий-должников были те, которые работают в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Изменилась ли ситуация?

— Да. С начала года задолженность предприятий жилищно-коммунального хозяйства снизилась на 5,3 тыс. грн и по состоянию на 1 октября составила 1,3 тыс. грн. Полностью рассчитались с бюджетом РЭП-6, КП "Энергосбережение", РЭП-22, ГКП "Севгорводоканал".

— Ваш прогноз по налоговой задолженности севастопольских предприятий на четвертый квартал?

— На сегодняшний день, согласно действующему законодательству, налогоплательщику предоставляется значительный промежуток времени для самостоятельного погашения суммы налогового долга или использования механизма его отсрочки. На этом этапе должникам направляются налоговые требования об уплате задолженности, выделяются активы для регистрации налогового залога, совместно с плательщиками определяются возможные пути погашения задолженности. В результате таких мероприятий погашение долга достигается порядка 40 процентов. Однако если по прошествии двух месяцев должник так и не уплачивает налоги, то задолженность может погашаться в бесспорном порядке за счет его активов. Так, на четвертый квартал запланирована и уже ведется работа по обращению взыскания на активы должников как во внесудебном порядке (принудительная продажа через уполномоченные биржи, самостоятельная реализация под контролем сотрудников налоговой службы), так и в судебном порядке. Ожидаются поступления в бюджет не менее 180-200 тыс. грн, по изъятию наличных средств из касс должников — порядка 180 тыс. грн. В общей сложности до конца года планируется направить в бюджет средства на сумму около 3 млн грн.

Ну а по отношению к субъектам хозяйствования, которые не желают рассчитываться с бюджетом, применяются крайние меры, в частности процедура признания должника банкротом. Налоговая служба стремится, с одной стороны, к сохранению субъекта предпринимательской деятельности, который и в дальнейшем будет обеспечивать наполнение государственной казны, а с другой — к уменьшению количества нерадивых плательщиков налогов и сокращению величины задолженности по платежам в бюджеты всех уровней.

На сегодняшний день на различных стадиях банкротства по инициативе налоговой службы города пребывают 26 предприятий с общей суммой налогового долга 35 млн 685 тыс. грн. В четвертом квартале планируется получить средства в бюджет от предприятий-банкротов в размере 1,2 млн грн, а также завершить процедуру банкротства и ликвидировать предприятия с налоговой задолженностью в общей сумме 3,2 млн грн.

В заключение хочу подчеркнуть, что налоговой службе не ставится задача любой ценой взыскать с должника деньги и оставить предприятие ни с чем, лишив его желания работать в будущем, а делать все для того, чтобы и завтра, и через месяц, и через много лет бизнес в нашем государстве процветал. Но для достижения полного взаимопонимания налогоплательщикам необходимо менять свою психологию и повышать чувство ответственности за поступления в государственный бюджет.

— Спасибо за беседу.

Другие статьи этого номера