Привокзальная церковь: история и реальность

«…церковь красиво будет возвышаться над бухтою, дай Бог, чтобы крест Христов, который осенит ее, осенил также мысли и сердца несчастных сектантов, блуждающих во тьме ложных учений, и указал им путь к Христовой истине». (Из материалов съезда Таврической епархии, 1899 год).В конце ХIХ века Севастополь, активно возрождавшийся после Крымской войны, являлся самым крупным и наиболее развитым в промышленном отношении городом Таврической губернии. Для строительства и обслуживания железной дороги, трамвайного депо, военного порта, его мастерских и других военных и промышленных объектов привлекались выходцы из крестьян многих российских губерний. В основном они селились в южной части города, в районе Корабельной стороны. Приток населения и отсутствие православных церквей в этом районе привели к массовому развитию сектантского движения. Об этом свидетельствуют материалы Таврического епархиального миссионерского съезда духовенства 1899 года, который принял решение о постройке в кратчайший срок церкви на Южной стороне. Место близ вокзала, а также 500 рублей для строительства выделило управление железной дороги. Таврический епархиальный миссионерский комитет по делам раскола и сектантства ассигновал 150 рублей, частично средства были собраны прихожанами. Церковь-школа во имя св. Феодосия Черниговского была заложена 11 ноября 1901 года и освящена 10 ноября 1902 года (автор проекта — военный инженер генерал-лейтенант С.П. Чистяков). Не случайно она была посвящена св. Феодосию — архиепископу Черниговскому, канонизированному 9 сентября 1896 года и почитаемому Русской Православной Церковью в качестве великого чудотворца, целителя и просветителя.

Прямоугольный каменный храм, увенчанный куполом с крестом, находился в оконечности Южной бухты на территории железнодорожного вокзала станции Севастополь. Этим объясняются другие неофициальные названия церкви — "вокзальная", "привокзальная", а также "железнодорожная".

Указом Святейшего Синода от 29 марта 1903 года N 2772 при Феодосиевской церкви со школой был открыт самостоятельный приход с причтом из священника и псаломщика. Настоятелями храма были Смарагд Прокофьев и Андрей Завадовский, а с 1907 года и до закрытия его в 1924 году — священник Леонид Андреевич Завадовский, выпускник Одесской духовной семинарии. Кроме женской церковно-приходской школы, при церкви имелись шестиклассное техническое железнодорожное училище и железнодорожная школа грамотности, законоучителем в которых являлся Леонид Завадовский. Кроме службы в Феодосиевской церкви и преподавательской деятельности, Л. Завадовский являлся членом совета от духовенства епархиальной школы псаломщиков и духовных следователей Севастопольского округа.

Прихожанами Феодосиевской церкви в основном были рабочие и служащие железной дороги, мастерских севастопольского военного порта и военнослужащие.

В июне 1913 года в торжественной обстановке при вокзальной церкви была заложена колокольня во имя 300-летия царствования Дома Романовых. А в сентябре настоятель Феодосиевской церкви Леонид Завадовский обратился в Таврическую консисторию с просьбой поднять на вновь сооруженную церковь колокол Херсонесского монастыря, вывезенный после Крымской войны 1853-1856 гг. в Париж и после длительных дипломатических переговоров возвращаемый в этот период в Севастополь. Архипастырская резолюция была дипломатичной: прямо не отказано, однако право решать судьбу колокола предоставлено было Херсонесскому монастырю. В декабре 1913 года колокол законно вернулся в Херсонесскую обитель, но и Феодосиевская церковь не была забыта — ей передан один из двух больших крестов, возвращенных вместе с колоколом. 20-пудовый крест, хранившийся до возвращения на родину в здании Алжирского архиепископства, был доставлен в Севастополь из Одессы 7 ноября 1912 года пароходом РОПИТа "Батум" и временно размещен в Покровском соборе. Предположительно это был крест, снятый французами с Владимирской часовни, находившейся в районе современной площади Ластовой, на Корабельной стороне.

22 сентября 1913 года в 10 часов утра крест перенесли в карету и крестным ходом торжественно повезли по городскому кольцу к церкви Св. Феодосия, где был отслужен молебен. Спустя два месяца произведено водружение креста. А освящение памятника-колокольни, выстроенного в честь 300-летия Дома Романовых, состоялось 9 сентября 1915 года, в день ежегодно отмечаемого храмового праздника Феодосиевской церкви.

Трагической оказалась судьба Феодосиевской церкви после октября 1917 года и издания 23 января 1918 года декрета СНК РСФСР "Об отделении церкви от государства и государства от школы и церкви". Проведение декрета в жизнь было возложено на местную власть, исполняющим органом которой стали церковные столы. Начало их активной деятельности в Севастополе пришлось на 1922 год, когда в соответствии с декретом ВЦИК РСФСР от 23 февраля "Об изъятии церковных ценностей для нужд голодающих" приступили к их выявлению. Приходской совет Феодосиевской церкви, согласно вышеуказанному декрету, "…всемерно сочувствуя… постановил проверить церковные ценности и выделить из них предметы, не являющиеся необходимыми при богослужении". Из 33 предметов выделены и добровольно сданы 12. Тем не менее через несколько месяцев принудительно изымаются еще некоторые ритуальные ценности. С ноября 1922 года по заключенному нотариальному договору приходскому совету Феодосиевской церкви разрешено было бесплатно использовать находящееся при вокзале здание церкви.

26 марта 1923 года на севастопольском железнодорожном узле проведено общее собрание рабочих и служащих. Рассматривался вопрос о клубной работе и отсутствии помещения для развития культработы. За предложение об изъятии для этих целей здания Феодосиевской церкви из 184 присутствующих "за" проголосовали 59 человек, "против" — 65, остальные воздержались. Тем не менее вынесено решение бывшую церковно-приходскую школу, занимавшую часть церкви, и помещение священника передать под культучреждение.

В январе 1924 года на заседании президиума Крымского центрального исполнительного комитета был заслушан вопрос о ликвидации четырех церквей в Севастополе, в том числе Феодосиевской. Принято постановление о том, что договоры, заключенные на аренду этих церквей, надлежит расторгнуть, церковь ликвидировать, а ее помещение передать под культ-учреждение. 11 февраля 1924 года по акту церковная утварь была изъята и вывезена на склад Севокрисполкома, откуда впоследствии бесследно исчезла. Решением президиума Севрайисполкома от 10 июня 1924 года церковь с мебелью была передана месткому станции Севастополь.

На все запросы из центральных органов власти местком станции Севастополь отвечал отписками. Один из таких документов поражает своей циничностью: "…был ли увезен крест Феодосиевской церкви в 1853 году во Францию или нет, дело было очень давно, архивов Феодосиевской церкви при месткоме нет, поэтому сказать что-либо основательное по этому вопросу нельзя… А крест был использован для изготовления колокольников и костылей по пришивке рельс к шпалам… Железо было такое скверное, что с трудом поддавалось варке, но все-таки и такое принесло пользу железнодорожному транспорту".

С 1925 года здание церкви использовалось для занятий юношеской секции рабочего клуба и как база для экскурсантов. В годы Великой Отечественной войны храм был практически разрушен. Впоследствии на его фундаменте построена канализационная насосная станция.

10 июля 2004 года рядом с местом, где прежде стоял храм, заложена часовня в честь св. Феодосия Черниговского. И, несмотря на то, что часовня до сих пор не достроена, хочется верить, что этот факт символизирует восстановление в нашей стране правды и справедливости — духовной и исторической.

Другие статьи этого номера