Время зализывать раны

Прошло десять лет с тех пор, как Украина, руководствуясь логикой рынка, провозгласила реформирование жилищно-коммунального хозяйства, однако по сию пору оно продолжает оставаться цитаделью социалистической экономики. Это порождает необходимость во все больших размерах дотировать ЖКХ и поэтапно повышать тарифы на услуги, которые оно оказывает потребителям. Едва население зализало финансовые раны, нанесенные ему в июле прошлого года пересмотром тарифов на водоснабжение, как возникла необходимость с целью поддержания финансово-экономической деятельности ГКП «Севгорводоканал» вернуться к этому вопросу.

Сессия горсовета рассмотрела предложение городской госадминистрации вновь повысить эти тарифы. Экономические расчеты, которые должны были побудить депутатов к принятию такого решения, представил на пленарном заседании заместитель председателя городской госадминистрации Игорь Локтионов. Их обоснованность он аргументировал следующими фактами. За год стоимость электроэнергии увеличилась на 12 процентов. Это привело к увеличению затрат водоканала на 3,1 миллиона гривен. Из-за большого износа внутридомовых сетей и магистралей утечки воды достигли 44 процентов, а непроизводственные потери составили одну треть.

Ежемесячно устанавливаются 700 квартирных водомеров. Их общее число превысило 114 тысяч. Установка контрольных приборов для потребителей — это благо, так как дает им возможность оплачивать только фактически предоставленную услугу. Для водоканала же это обернулось снижением объема реализации воды на 354 тысячи кубометров, а следовательно, и уменьшением доходов. Почти на полмиллиона возросли расходы на покупку воды из Вилинского водохранилища, а на уплату налога на землю — на 1,2 миллиона гривен.

В связи с этим себестоимость производства услуг возросла на 40 процентов и составила 102 миллиона гривен. Дефицит оборотных средств заставил водоканал оформить кредитную линию под залог коммунального имущества, но получение кредита в 6 миллионов гривен не вывело предприятие на рентабельную работу. Для дотирования водоканала из городского бюджета потребуется еще 41 миллион гривен, которые предполагается направить на ремонт и реконструкцию объектов водоснабжения, прежде всего внутридомовых сетей. Из-за их предельного износа в городе затоплено около 200 подвалов жилых домов.

По расчетам, проведенным главным управлением жилищно-коммунального хозяйства, единственной кардинальной мерой, способной обеспечить безубыточную работу водоканала, является повышение тарифа на водоснабжение и водоотведение. Предполагается, что это избавит городской бюджет от необходимости дотировать предприятие, вести поэтапный ремонт магистральных и внутридомовых сетей и ежегодно на 6 процентов уменьшать утечки. Если этого не сделать, то через два-три года система водоснабжения придет в полную негодность.

Проанализировав финансово-экономическую ситуацию в водоканале, депутатская комиссия в целом согласилась с предложениями госадминистрации по изменению тарифов. Вместе с тем на пленарном заседании в адрес руководства предприятия были высказаны критические замечания. Депутаты не получили вразумительного ответа на вопрос: "Учитываются ли в тарифе утечки воды?" По одним сведениям, учитываются, а по другим — нет. Удивление вызывала сумма прибыли всего в 3 миллиона гривен, которые получает предприятие за оказание различных услуг населению, а также то, что при убыточной работе водоканал премирует своих сотрудников. В прениях было высказано предположение, что гарантированное дотирование предприятия до полной компенсации себестоимости затрат на производство услуг объективно создает предпосылки для того, чтобы эти финансовые средства воспринимались как неиссякаемый источник покрытия недоработок администрации и коллектива.

Сессия горсовета утвердила стоимость водоснабжения из расчета 3 гривны за кубометр воды для потребителей, имеющих прибор учета, и 4,25 гривны для тех, кто этого контрольного прибора не имеет.

Л. НАДЕЖДИН.

Глас народа

ПОВЫШЕНИЕ ТАРИФОВ: ПОВЛЕЧЕТ ЛИ ЭТО ЗА СОБОЙ УЛУЧШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ УСЛУГ?

Елена Сергеевна, пенсионерка, жительница Нахимовского района:

— Сколько же можно решать проблемы коммунальных предприятий за счет народа? Каждый раз при повышении тарифов обещают золотые горы: и что качество услуг вырастет до небес, и что коммунальщики вмиг преобразятся, станут вежливыми, оперативными, предупредительными. А на деле — деньги, извините, содрали неизвестно за что — и большой привет.

Кирилл Иванович, военный пенсионер:

— Мне уже много лет, поэтому я давно в сказки не верю. Пока не будет проведена грамотная, комплексная реформа жилищно-коммунального хозяйства, пока не появится конкуренция, причем серьезная, мощная, все останется на прежнем уровне. Будут изображать бурную деятельность, которая на выходе даст ноль.

Тамара Тимофеевна, служащая:

— Сказать честно, я пребываю в шоковом состоянии от того, что кубометр воды теперь будет стоить 3 грн и более, если нет водомера. И никакие доводы, что тарифы в Севастополе — одни из самых низких в Украине, меня лично не устраивают. Работать надо, утечки устранять, а не обдирать людей. Надоело!

Инга, молодая мама:

— Я в отпуске по уходу за ребенком. Сами понимаете, каждая копейка на счету. А тут тариф на воду повысили. Я очень расстроилась: ребенок маленький, бесконечные стирки, влажные уборки, приготовление детского питания, мытье посуды… Что же, даже в воде теперь себе отказывать? Лишний раз кран не открыть? А что касается улучшения качества воды, то я в это не верила и не верю. Как нельзя было пить воду из-под крана, так и будет нельзя.

Екатерина Владимировна, жительница Гагаринского района:

— Знаете, я думала, что меня уже ничего не может удивить: столько за последние пятнадцать лет мы пережили. Но оказалось, не так. Живу в состоянии постоянного стресса: на рынке к продуктам не подойдешь — цены "кусаются", а теперь еще один "подарочек" — новые тарифы на воду. За ними, уверена, последует отопление и все остальное. Вот и получается, что людей постоянно кормят обещаниями о чудесной, обеспеченной жизни, а в реальности — все с точностью до наоборот.

Татьяна Михайловна, жительница Ленинского района:

— Знаете, уже смешно и противно обо всем этом слышать. Несчастный водоканал, у которого нет денежек, несчастные чиновники, которые никак не могут навести порядок с уборкой и санитарной очисткой города, несчастные предприниматели, которым на очередной "Мерседес" не хватает, и поэтому они поднимают цены на все и вся. Теперь вот опять тариф на воду повысили. А кто-то задавался целью хоть приблизительно просчитать, на какое общее количество кубов в месяц водоканал выставляет счета и населению, и частным предпринимателям, и предприятиям города? Думаю, что если это сделают, то сразу "прозреют": в Черном море столько воды не наберется, не говоря уже о Днепре и о нашем местном водохранилище.

Другие статьи этого номера