Теневая заработная плата

Сегодня уже мало кто вспоминает о том, что всего три года назад в стране действовала прогрессивная ставка подоходного налога в размере от 10 до 40% — в зависимости от уровня дохода физического лица. После введения в 2004 году единой ставки налога с доходов граждан в размере 13% (с 2007 года — 15%) ожидалось, что такое явление, как заработная плата «в конвертах», останется в прошлом.Однако оптимистические ожидания не оправдались. Эффективность налога с доходов граждан снизилась. Так, например, в 2003 году поступления от подоходного налога составляли 5,1% ВВП, а в 2006 году налог с доходов физических лиц составил всего 4,5% ВВП. Работодатели с трудом отказываются от привычки платить зарплату "в конвертах". В первую очередь это объясняется значительными отчислениями в фонд оплаты труда, а работники еще не всегда готовы отстаивать свои права перед работодателем.

Масштаб оборота заработных плат "в конвертах" иллюстрирует хотя бы такой пример. В среднем заработная плата севастопольца составляет 1340 грн, а условная корзина критического потребления — 1400 грн в месяц. При этом каждый работающий гражданин содержит как минимум одного неработающего (школьника, пенсионера). То есть два человека ухитряются жить на официальную зарплату в тысячу с небольшим гривен в месяц. Конечно, существует категория малообеспеченных граждан, которым едва хватает на продукты питания, не говоря уже об одежде и оплате различных услуг. Но в основной массе севастопольцы не чувствуют себя столь стесненными в средствах.

Из состоящих на учете в налоговой инспекции Ленинского района предприятий порядка четырехсот выплачивают заработную плату своим работникам ниже установленного законом минимума. Именно поэтому одним из направлений работы налоговой службы является борьба за легализацию теневой заработной платы. По данным ежеквартальной отчетности проводится анализ размера заработной платы по каждому предприятию. Полученные данные — это план для ежедневной и скрупулезной работы. На первом этапе — приглашения на заседания рабочих групп социально не ответственных руководителей предприятий. Если предприятие не готово услышать позицию налоговой службы, следующим шагом налоговиков будет проведение проверки предприятия. Декларируя заработную плату в нереальных для прожиточного уровня размерах, руководители предприятия сами свидетельствуют о сокрытии дохода. Логика проста: для того чтобы выплатить неофициальную зарплату, необходима неучтенная наличность, а чтобы получить теневые деньги, следует их обналичить. Таким образом, только по данным отчета 1-ДФ, даже не анализируя декларацию о прибыли, можно с уверенностью определить недобросовестных налогоплательщиков.

Сегодня уже ни для кого не секрет, что для обналичивания активно используется упрощенная система налогообложения: сгенерировав необходимую сумму для выплаты "черной" зарплаты, необходимо уплатить лишь 1-2% за банковские услуги. К категории повышенного внимания относятся также плательщики, предоставляющие различные услуги, и сфера торговли, то есть те, у которых присутствуют при расчете наличные денежные средства.

Однако хотелось бы отметить, что в последнее время заметна положительная тенденция: многие предприятия, прежде всего крупные, частично вышли из тени. Представители бизнеса отмечают следующие факторы, влияющие на легализацию доходов: повышенный интерес со стороны налоговой службы, появление заинтересованности работников "белыми" заработными платами. Граждане задумываются о будущей пенсии, они чаще берут кредиты. А банки готовы кредитовать на длительный срок лишь тех, кто имеет достойные официальные доходы. Легализации зарплат способствует и расширение предприятий. Когда количество работников преодолевает определенный порог, контролировать выплаты "в конвертах" становится слишком сложно — административные издержки могут сделать уклонение от налогов невыгодным. Выплачивая заработную плату легально, проще контролировать персонал.

Существует закономерность между размером предприятия и порогом отчислений, при котором оно готово полностью легализовать доходы персонала. Проведенное анкетирование показало, что владельцы средних компаний считают оптимальным размер сборов с работодателей в социальные фонды не выше 10%. Более крупные предприятия полагают, что социальные взносы должны быть уменьшены вдвое, то есть составлять приблизительно 20%.

Безусловно, налоговая система Украины продолжает совершенствоваться, проект Налогового кодекса предусматривает введение единого социального взноса. Но сегодня из-за социальной безответственности руководителей работники предприятий лишаются будущего, а нынешние пенсионеры — достойного размера пенсий. Поэтому налоговая служба будет продолжать работу по борьбе с "конвертной" заработной платой.

Другие статьи этого номера