О батареях, водомерах, и почтовых ящиках

Наша жизнь по-прежнему полна бытовых трудностей. Залатать дырявую крышу, поменять ржавые трубы, починить сантехнику, пригласить электрика — это, каждый знает, целое дело. Надо позвонить, вызвать, отпроситься с работы, дождаться, уговорить и проконтролировать. Но даже такие усилия со стороны жильцов, как и оплата, часто не гарантируют хорошего результата. Некоторые давно отчаялись и не обращаются никуда. Так и живут в грязных подъездах, неосвещаемых дворах, в плохо отапливаемых квартирах. А между тем мы, потребители, имеем свои права, только наша беда, что мы их не всегда знаем. А если знаем, то не всегда требуем, а если требуем, то зачастую на уровне бытового скандала…
В Севастопольском управлении по делам защиты прав потребителей трудятся специалисты. Их задача — профессионально и юридически грамотно защищать наши интересы. Мы обратились к начальнику управления Александру Анатольевичу ШМИДМАНУ с просьбой рассказать, что удается делать специалистам управления для защиты прав потребителей в сфере жилищно-коммунальных услуг?- Во-первых, мы постоянно информируем население города, рассказывая о проблемах, которые существуют, через СМИ. Например, два раза в месяц в прямом эфире Севастопольского телевидения в передаче "Знак вопроса" наши специалисты разъясняют нормы существующего законодательства, в том числе и в области жилищно-коммунальных услуг. Мы активно принимаем участие в работе горгосадминистрации, выступаем со своими предложениями на сессии горсовета.

А недавно я приехал из Киева, где выступал с докладом на коллегии Госкомитета стандартизации и метрологии по вопросам технического регулирования и потребительской политики. Докладывал о некоторых наших городских проблемах. Надеюсь, был услышан. Один из пунктов выступления касался порядка оплаты населением услуг за отопление. Это актуально. Нам еще предстоит пережить этот непростой период. Мы предложили изменить существующий порядок оплаты и позволить жильцам в случае отсутствия тепла в одном из помещений в квартире из-за неработающих батарей, зашлакованных стояков не платить за отопление этой конкретной жилплощади. На коллегии предложение приняли положительно, но его еще предстоит рассмотреть Кабинету министров.

— Как часто вам приходится сталкиваться с ущемлением прав потребителей предприятиями-монополистами?

— Проблемных вопросов в жизнеобеспечении граждан хватает, в том числе и в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В качестве примера — отсутствие оговоренного в типовом договоре ГКП "Севгорводоканал" с населением права бесплатной поверки водомеров. Как известно, наш город лидирует в Украине по темпам их установки. Это стало возможным благодаря решению руководства горгосадминисрации и горсовета бесплатно устанавливать приборы малоимущим слоям населения, ветеранам войны, пострадавшим от аварии на Чернобольской АЭС и т.д. Мы обратились к руководству "Севгорводоканала" с требованием оговорить в договоре право потребителя на бесплатную поверку водомеров. Наши предложения были отправлены и в горсовет. Признаюсь, руководство "Севгорводоканала" с нашей позицией согласно не в полном объеме. Но мы считаем, что действуем на законных основаниях. В ситуации, когда цены на воду растут, водомер является гарантией, что потребитель не будет платить лишнее. И обслуживание его также должно быть бесплатным.

Нарушения в сфере оказания услуг были выявлены и у предприятия "Энергосервис". Как известно, этому предприятию в 2006 году решением 3-й сессии городского совета V созыва были переданы энергосистемы всех жилых домов на техническое и аварийное обслуживание. Однако в ходе проверки мы установили, что эти услуги входят в часть оплаты квартиросъемщиков через рэпы. Таким образом, "Энергосервис" получал деньги от рэпов, хотя с населением прямых договоров не заключал и персональной ответственности не нес. Люди по-прежнему с жалобами обращались в рэп, а там лишь разводили руками… Весной этого года мы вышли с предложением внести изменения в этот вопрос. Уже в июне вышло распоряжение председателя горгосадминисрации С.В. Куницына, рекомендующее главному управлению ЖКХ до 1 сентября 2007 года определить порядок договоров на обслуживание внутридомовых систем между потребителем (квартиросъемщиком) и КП "Энергосервис".

— За подобными «упущениями» стоят конкретные фамилии. Но в наше время виновных не принято называть.

— Искать виновных не в нашей компетенции. Но, безусловно, за каждым действием или бездействием стоят конкретные люди. Например, когда значительно увеличилось количество жалоб на нарушение сроков поверки электросчетчиков, мы взялись за расследование и установили, что таких приборов с просроченным сроком в городе около 30 процентов. Было вынесено распоряжение о прекращении нарушений прав потребителей. В результате заместитель начальника службы учета электроэнергии был привлечен к административной ответственности в виде штрафа. Руководство предупреждено, что в случае неустранения нарушений будут применены суровые штрафные санкции к предприятию.

— В данный момент многие печатные издания начинают подписную кампанию. В нашу редакцию поступают жалобы, что люди боятся выписывать газеты, потому что почтовые ящики в домах поломаны, а значит, выписанное издание кто-то может забрать. Жильцы пробовали обращаться с вопросом к почтовым работникам, но они утверждают, что это не их дело.

— Согласен, сегодня практически нет такого дома, где бы почтовые ящики имели пристойный вид. Мы обращались в УГППС "Укрпочта" по вопросу технического обслуживания почтовых ящиков. Был ответ, что приобретение, установка, замена почтовых ящиков должны осуществляться собственниками жилых и административных домов. Но таких договоренностей нет. Главное управление ЖКХ Севастополя в свою очередь считает, что почтовые ящики рэпам не принадлежат, а значит, и нет никаких обязательств. Получался замкнутый круг. О сложившейся ситуации мы уже информировали депутатский корпус. На наш взгляд, необходимо найти источник финансирования и решить эту проблему.

— Спасибо за беседу.

Другие статьи этого номера