Премьера

Севастополь готовится к постановке новой пьесы об инвестициях: есть авторы, актеры. Продюсер не известен.
Октябрьская сессия городского совета, несомненно, запомнится горожанам очередным витком повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги. На эту тему по окончании сессии проводились разъяснительные брифинги и пресс-конференции, размышляли печатные и электронные СМИ. Между тем за таким громким коммунальным решением как-то смазалась еще одна, не менее важная тема. Инвестиционная.17 октября 2007 года сессией горсовета был принят за основу проект решения "Об утверждении Положения о порядке проведения инвестиционных конкурсов". Это значит, что город продолжает поступательно, нет, скорее — наступательно, двигаться в сторону крупных инвестиционных проектов. В том, что регион должен научиться грамотно распоряжаться своими ресурсами, например, отдавать в аренду лучшие участки земли с социальным отягощением для инвесторов, никто не сомневался. Загвоздка состояла лишь в отсутствии местной нормативной базы. Но то, как она сегодня создается, наталкивает на мысль о мощном лобби инвестиционного вопроса. И уже целый ряд народных избранников заявил с сессионной трибуны, будто все регламентирующие инвестиционную деятельность документы экстренно "пишутся" под конкретных заказчиков.

Первый основополагающий документ "Об утверждении Порядка осуществления инвестиционной деятельности с использованием севастопольских городских ресурсов" городской совет V созыва принял 10 июля 2007 года. Принятым Порядком депутаты определили, что в Севастополе способом привлечения инвесторов является проведение инвестиционных аукционов и конкурсов. А те в свою очередь должны проводиться на основе Положения об инвестиционных аукционах (конкурсах). Такого документа, который, по идее, должен был бы идти в пакете с основополагающим, в природе еще не существовало. И это был первый звоночек о том, что инвестиционная политика города может оказаться сомнительной. Но депутаты были уверены в том, что на следующие пленарные заседания специалисты городской госадминистрации все же представят разработанное Положение, введя тем самым работу по привлечению инвесторов в законодательное поле.

Однако на сентябрьские пленарные заседания "выскочил" совершенно другой документ под названием "Об утверждении перечня объектов инвестирования и подготовки инвестиционных проектов с использованием севастопольских городских ресурсов". Второй звоночек предупреждал, что городскому совету предлагается утвердить 12 объектов инвестирования, опережая Положение о проведении инвестиционных аукционов и конкурсов и в нарушение принятого ими же в июле Порядка. Во-первых, нарушался пункт 3.3., который подробно расписывал, что должно включать в себя инвестиционное предложение, а во-вторых, пункт 2.6., гласящий, что инвестиционное предложение должно соответствовать генеральному плану Севастополя. На сессии депутаты много критиковали представленный администрацией документ и все же проголосовали за него, внеся незначительные поправки. Решили, мол, Положение придет "вдогонку", а у организаторов инвестиционных аукционов и конкурсов появится время для разработки инвестиционных проектов. К мнению постоянной комиссии горсовета по вопросам градостроительной политики, регулирования земельных и водных отношений не прислушались (председатель Дмитрий Белик, "Регион Севастополь"). А ее предложения к проекту решения были сродни альтернативному документу.

Комиссия предлагала перечень объектов не утверждать до приведения его в соответствие с требованиями принятого ранее Порядка, а управлению по вопросам земельных и водных отношений городского совета провести анализ представленных документов на соответствие генеральному плану. А ведь "уши" генерального плана вылезли из утвержденного перечня первыми и в первом же объекте инвестирования. Для того чтобы город получил очистные сооружения на восточном берегу Балаклавской бухты стоимостью 160 миллионов гривен, горсовет проголосовал за вынесение на конкурс объекта инвестирования под названием "Строительство и обслуживание объектов рекреационного назначения на западном берегу Балаклавской бухты в районе улиц Мраморной, мыса Святого Георгия, Василевой балки". А по генплану города, утверждают землеустроители, часть отводимой инвесторам под санатории земли обозначена как земли общего пользования, то есть парки и скверы. Более того, гектары для инвесторов накладываются на земли, зарезервированные городским советом 13 сентября 2006 года под создание ботанического заказника "Караньский".

Как рассказывает председатель совета экологических организаций города Маргарита Литвиненко, фактически резервирование городским советом территории Гераклейского полуострова между Балаклавской бухтой, высотой Горной и Мраморной балкой (включая Василеву балку) под создание ботанического заказника "Караньский" спасло ценное в ландшафтном отношении побережье города и можжевеловое редколесье от участи стать очередным карьером Балаклавского рудоуправления. Тогда депутаты своим решением запретили на резервируемой территории вести деятельность, которая может привести к уничтожению ценных природных объектов и объектов культурного наследия. Однако за прошедший год окончательного решения сессии о создании заказника с документальным оформлением его границ так и не последовало. Зато появилось инвестиционное предложение о строительстве санаторных баз в районе той же Василевой балки, наполненной краснокнижными орхидеями.

Конечно же, травянистым, пусть и исчезающим, растениям все же легче перенести соседство с вьетнамками курортника, чем с ковшом тяжелой техники. Но как объяснить политику двойных стандартов, которой следует город при внедрении объекта инвестирования под номером четыре из утвержденного перечня?

Объект под названием "Строительство и обслуживание торгово-офисного развлекательного центра "28-я батарея" по ул. Брестской" включает в себя приличное социальное отягощение: перекладку городских сетей в районе ул. Ахтарской, подключение более 300 домов к городской канализации, передачу в коммунальную собственность 800 кв. м офисных помещений. Но дело в том, и об этом во всеуслышание заявил депутат городского совета Геннадий Басов ("Русский блок"), что "буквально несколько сессий назад эти участки стояли в повестке дня как земли, передаваемые частным лицам под индивидуальное строительство". Гражданам было отказано на основании того, что их желание не соответствует генеральному плану, то есть участки находятся в зеленой зоне и строить там ничего нельзя. Кроме того, там — охраняемая зона исторического памятника. "Сейчас получается: для граждан нельзя — не соответствует генеральному плану, а для инвестиционного какого-то проекта, для денежных мешков — в принципе можно. Это подход, конечно, такой, специфический! Ладно если бы он приносил городу пользу… Действительно, чтобы было в интересах города, а не в интересах каких-то определенных лиц, фирм, которые уже положили глаз на какие-то участки и хотят их в дальнейшем заполучить", — сказал Геннадий Басов.

Собственно, в мысли о том, что "мы сами себя просто позорим, принимая такие документы" и "что по городу уже ползут слухи и называются конкретные фирмы, под которые создаются эти конкурсы, звучат участки и звучат цифры" (по выражению депутата Александра Семина, "Наш дом — Севастополь"), городской совет утвердился на последней сессии. Когда госадминистрация представила на суд депутатского корпуса "Положение о порядке проведения инвестиционных конкурсов". Тогда и прозвучал третий звонок.

Первый вопрос, адресованный представляющей проект начальнику управления инвестиций СГГА Светлане Загребельной, поступил от председателя земельной комиссии депутата Дмитрия Белика ("Регион Севастополь"). Интересовало депутата и, как потом выяснилось, большинство его коллег, почему администрация первым делом начала с разработки Положения о проведении инвестиционных конкурсов, которые носят субъективный характер, а не аукционов. "Где Положение об аукционах, которые являются открытыми и прозрачными?" — спросил Дмитрий Белик. А вместо ответа получил просто согласие, что да, аукционы — это хорошо, "дойдет время и до них".

Но "добило" депутатов то, что, "побежав впереди паровоза" (Геннадий Басов), то есть приняв сначала инвестиционный перечень, а потом уже добравшись до Положения, они сами себя заставили петь "оду коррупции" (Аркадий Саркисов, "Блок Сергея Иванова"). Представленное Положение о проведении инвестиционных конкурсов опять же противоречило принятому ранее горсоветом Порядку осуществления инвестиционной деятельности. Так, пунктом три нового документа администрация попыталась "взвалить" на себя оценку квалификации участников конкурса, то есть решать, кто из претендентов достоин участвовать в конкурсе, а кто нет. На основании странного, без соответствующей лаборатории, "допинг-контроля" администрация (не горсовет и даже не конкурсная комиссия!) оставляла за собой право отказать претенденту на участие в конкурсе и на рассмотрение его конкурсных предложений.

Из выступления Дмитрия Белика: "В утвержденном Порядке об инвестиционной деятельности четко прописано, что участниками конкурса могут быть юридические или физические лица — субъекты предпринимательской деятельности, подавшие заявку на участие в конкурсе. Нам же предлагается очень серьезно ограничить круг претендентов и предоставить право управлению по вопросам инвестиций определять, кто же будет участвовать в конкурсе. Напомню, в штат этого управления входят четыре человека. И возникают большие сомнения в способности провести достаточно квалифицированный и профессиональный отбор. Предлагается, например, что от конкурса может быть отстранен участник, если он не представил необходимую информацию, представил ее не в полном объеме или неправдивую. Скажите: что, в управлении инвестиций у нас работают сотрудники правоохранительных органов, которые и будут проверять, правдиво доложил участник или нет? В этом же Положении четко прописано, какие должны быть представлены документы. И, наконец, определен достаточно серьезный размер конкурсного обеспечения — от 100 тысяч до 10 миллионов гривен. Это что: фирма-пустышка, как здесь выражались, заплатит 10 миллионов, чтобы просто повалять дурака и поучаствовать в конкурсе? Я очень в этом сомневаюсь!"

После этого выступления слово взял Аркадий Саркисов: "Данное положение принимать нельзя. Во-первых, пункт номер три — это ода коррупции, подчеркиваю! Это — песнь коррупции! Вы понимаете, человек в управлении берет на себя функции… прокуратуры, милиции, службы безопасности!.. Принимая такое Положение, мы становимся посмешищем для всех!.. Приоритеты нужно всегда отдавать аукциону — он ясен, понятен, прозрачен, а конкурс — всегда субъективизм!"

Поправок к проекту Положения поступило так много, что для их обсуждения не хватило ни времени от сокращенного перерыва, ни "коридорных" споров. А закончилось все просто: депутаты вновь приняли предложенный проект. Пока, правда, лишь за основу. Занавес закрылся.

Теперь до ноябрьской сессии депутатский корпус должен проконтролировать внесение своих поправок в окончательный вариант Положения о проведении инвестиционных конкурсов. Затем депутатам придется дописывать свои роли, то есть продолжить давление на администрацию по разработке Положения об инвестиционных аукционах и установить неусыпный контроль за прозрачностью процесса по выбору победителей конкурсов. Только тогда новая севастопольская пьеса об инвестициях будет пользоваться успехом у публики, а исполнителей ролей попросят на бис.

Другие статьи этого номера