Как же далеко от центра Севастополя была расположена Загородная балка! Это сейчас она оказалась почти рядом с центральной частью города, и по шоссейной дороге Стрелецкого спуска беспрерывным потоком движется вереница автотранспорта. А в далекие послевоенные годы Загородная балка была изрытым воронками пустырем. С юго-запада она прилегает к городскому кладбищу — уникальному месту. На нем нашли последний приют многие знаменитые люди, но сегодня, похоже, никому нет дела до кладбищенских разрушенных надгробий.Чудесные старинные памятники, изображающие фигуры ангелов, женщин, букеты цветов, когда-то созданные из белого мрамора, стоят с отбитыми крыльями, головой, руками, своим видом производя удручающее впечатление. Все это дело рук кладбищенских хулиганов-вандалов! Понятно, родных и близких многих похороненных там уже тоже нет в живых, а государству не до прежде честно служивших обществу ушедших людей.
При виде этого "города усопших" мне часто вспоминается один необычный случай. Как-то после посещения могил близких я возвращалась домой, медленно бредя по аллеям кладбища. Около чужого старого и очень красивого памятника увидела мужчину, который тщательно и увлеченно очищал и полировал на нем ажурно высеченные из цельного куска белого мрамора цветы, листья и венок. Я с любопытством наблюдала за его работой и, не удержавшись, спросила: "Родственники, что ли?" Оторвавшись от работы, мужчина с досадой сказал: "Какие родственники? Вы на даты на памятнике посмотрите!" Я оторопела: "А почему вы за ним ухаживаете? Не понимаю…"
Мужчина присел на край светло-серого каменного цоколя. "Вот уже два года, как я живу в Севастополе, и мне очень нравится этот город, — сказал он. — Но, по моему убеждению, лицо города — это кладбище. Вы посмотрите, какие красивые памятники ставили раньше! Вот хотя бы этот. Он сделан из монолитного куска белого мрамора. Посмотрите, какой орнамент! Работа ручная, каждая жилка на листике играет. А как вырезаны розетка и букет на вершине стелы… Какой же мастер его делал?! Этому памятнику в музее бы стоять, показывать культурное наследие страны, — вздыхая, восхищался мужчина. — А здесь…"
Он помолчал и снова взял в руки инструмент: "Вот я и пытаюсь сохранить труд не- известного мастера, хотя понимаю, что вряд ли это кому-то надо…"
Я с удивлением разглядывала необычного незнакомца, который по доброй воле выполнял в общем-то действительно никому не нужную кропотливую и трудоемкую работу. И делал он это только ради собственного восхищения мастерством неизвестного скульптора, чьи работы продолжают жить в городе ангелов с отбитыми крыльями.