По мнению севастопольских экологов, остаток топлива на судне может угрожать флоре и фауне Черного моря.
К концу ноября погодные условия в Севастополе наконец позволили специализированному поисковому судну «Тамань» Севастопольского морского торгового порта выйти в район затопления судна «Хадж Исмаил». Целью данной операции являлось уточнение места гибели судна и определение степени непосредственной угрозы загрязнения моря имеющимися на судне нефтепродуктами.
Напомним, что 11 ноября во время шторма в территориальных водах Украины, ориентировочно на расстоянии одной мили от мыса Херсонес (Севастополь), затонуло судно "Хадж Исмаил", шедшее под флагом Грузии. Судовладелец — фирма Mr. Mehieddin Toumeh (Сирия). Из 17 членов экипажа спастись удалось двоим гражданам Сирии.
По сообщению пресс-службы Севастопольского морского торгового порта, работы по поиску судна производились наиболее квалифицированным составом работников порта, для осуществления мониторинга были приглашены ведущие специалисты Государственной азово-черноморской экологической инспекции (ГАЧЭИ) без привлечения дополнительных сил и средств города, МЧС и флотов.
Исследования характера дна при выполнении поисковых работ производились двумя специализированными эхолотами, местонахождение т/х "Тамань" в момент измерений определялось по глобальной системе позиционирования (GPS) и объемом слежения 12 спутников. В одной из исследуемых точек эхолоты зафиксировали резкое уменьшение, а затем увеличение глубины ("горб" в профиле дна). При этом приборы показали, что структура "горба" значительно плотнее структуры дна. При повторных проходах т/х "Тамань" над данной точкой были зафиксированы те же показатели. В связи с тем, что координаты, полученные с т/х "Тамань", близки к координатам, зафиксированным береговыми службами, был сделан вывод о том, что в результате проведенной операции местонахождение затонувшего судна было определено со значительной степенью вероятности.
Следующим этапом запланированных работ был отбор проб морской воды. После проведения лабораторных исследований в ГАЧЭИ было определено: нефтепродукты в морской воде отсутствуют.
О дальнейшей судьбе судна корреспонденту "Славы Севастополя+" сообщил помощник начальника порта Юрий Демьяненко. В соответствии со ст. 122 Кодекса торгового мореплавания Украины, сказал Ю. Демьяненко, "владелец имущества, которое затонуло, если он намеревается поднять это имущество, должен сообщить об этом в ближайший морской порт Украины в течение одного года со дня, когда имущество затонуло, однако до настоящего времени судовладелец своих намерений по подъему судна не выразил". Это означает, что вопрос о проведении водолазного обследования затонувшего судна с последующим извлечением из него тел погибших моряков на сегодняшний день не стоит. Проведение таких работ возможно только по инициативе и с согласия собственника судна. Кроме того, 80 метров — это слишком большая глубина для водолазов.
В случае, если ситуация не изменится в течение года, она будет рассматриваться на уровне МИД Украины. Пока же под руководством начальника порта Сергея Тараканова был разработан и представлен руководству Севастополя план обследования затонувшего судна с привлечением специализированных подрядных организаций, которые обладают технологией откачки нефтепродуктов с затонувших судов и технически способны поднять со дна имущество судна, что требует привлечения значительных финансовых средств.
Затонувшее судно находится на глубине около 80 м и не представляет опасности для мореплавания в данном районе. Вместе с тем, по данным Мариупольского порта (последнего порта захода т/х "Хадж Исмаил") и на основании проведенных расчетов можно предположить, что остаток топлива на судне составляет более 60 тонн, а смазочных материалов — более двух тонн.
Председатель совета общественных экологических организаций Севастополя Маргарита Литвиненко оценивает такое количество нефтепродуктов, похороненных в трюмах "Хадж Исмаила" недалеко от мыса Херсонес, как "мину замедленного действия". "Идеально герметичных емкостей не бывает, — считает Маргарита Литвиненко. — Так или иначе, нефтепродукты начнут просачиваться в воду. Поскольку масса нефтепродуктов тяжелее воды, то, опускаясь на дно, они нанесут урон придонной флоре и фауне. В то же время масляные жидкости, нефтепродукты имеют свойство подниматься на поверхность, образуя пленку, тем самым перекрывая доступ кислорода в толщу воды и убивая все слои водной среды".
Подготовила Ирина КАРАТАЕВА.
По сообщению УНИАН, на данный момент стражи порядка и судмедэксперты проверяют причастность к кораблю трёх человек, тела которых были обнаружены на севастопольском побережье на протяжении последней недели.
Транспортный прокурор Севастополя Юрий Писанко отметил, что "место затопления судна установлено и при обзоре места события были изъяты обломки судна, некоторые другие вещи". Кроме того, "в течение последней недели возле побережья Севастополя в море обнаружено три трупа, которые на сегодня невозможно опознать". Писанко также сказал, что "для установления лиц и их отношения к судну "Хадж Исмаил" Севастопольским городским бюро судебно-медицинской экспертизы проводятся исследования". Первый труп, по его словам, был обнаружен 23 ноября, а два других — вечером 27 ноября. Двое погибших были обнаружены в районе затопления судна, а третьего течением отнесло за несколько километров от места события — в район посёлка Орловка.
Судно перевозило металлолом. Предварительная причина гибели корабля — нарушение правил безопасности судоходства и неправильное размещение груза на борту. По факту гибели судна транспортной прокуратурой Севастополя 12 ноября возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 276 Уголовного кодекса Украины — "Нарушение правил безопасности движения, повлекшее гибель людей".
Специалисты морского торгового порта пока не подтверждают информацию о том, что на протяжении последней недели на севастопольском побережье были обнаружены тела трех человек, возможно, имеющих отношение к затонувшему судну.