Уроки равнодушия

ИЗ РЕДАКЦИОННОЙ ПОЧТЫ:

"В жизни мы неоднократно сталкиваемся с фактами равнодушия. Как правило, больше всего нас возмущает равнодушие к детям. Именно с этим видом равнодушия столкнулась наша семья в одной из школ Корабельной стороны города Севастополя.

У нас трое сыновей. Старший, Алексей, учится в 7-м классе. Средний, Александр, пошел в этом году в первый класс. Для него мы выбирали школу "получше", куда, кстати, планировали в дальнейшем определить и Алексея. Пусть дети получат хорошее образование, думали мы. На первый взгляд, в выбранной нами школе вроде было все хорошо. Но это только внешне. Внутреннее же содержание данного учебного заведения мы познали чуть позже, приступив непосредственно к учебе.

Наш сын попал в класс к "педагогу" без высшего образования и опыта работы. А ведь руководить классом шестилеток, которые только-только пришли учиться, очень большая ответственность. Необходимо уметь общаться не только с учениками, но и с родителями, бабушками и другими родственниками, чего мы так и не увидели. Итак, начнем по порядку.

1 сентября на торжественной линейке, посвященной открытию нового учебного года, присутствовала вся наша многочисленная семья. В тот момент все единодушно сошлись во мнении, что ребенок попал в хорошую школу. Сколько было радости у всех, сколько было счастья в глазах нашего Саши! Мы думаем, что каждый родитель в этой ситуации наполнен чувством гордости за свое любимое чадо. Наша семья — не исключение, и поэтому с чувством выполненного долга в этот день мы вернулись домой, где всех ждал праздничный стол.

Проблемы обозначились позже. Первым звонком для нас стало известие о том, что наша классная руководительница намерена уходить в учебные отпуска, то есть отсутствовать несколько месяцев в учебном году. Но к данному вопросу мы отнеслись с пониманием. Шокирующим моментом для нас стала пересадка Александра с первой парты на последнюю. На наш вопрос, для чего это было сделано, последовал ответ: "У меня все дети с хорошим поведением сидят на последней парте!". Сколько мы ни уговаривали, как только ни аргументировали свою просьбу изменить это решение — ничего не помогло. Мы доказывали, что Саша не самый старший в классе, а один из самых маленьких, что он не самый высокий и с последней парты плохо видит доску и плохо слышит, так как впереди дети ведут себя безобразно, но… Нам в ответ звучали одни и те же слова: "Мне лучше знать, как их сажать". Мы пустили в ход жалобы. При разбирательстве по поводу данного факта у заместителя директора по учебно-воспитательной работе наконец-то изменилась мотивировка. Оказывается, впереди сидят дети все сплошь и рядом (это двадцать-то человек!) со слабым зрением. Кроме того, нам пообещали, что ребенка пересадят поближе. Однако никаких действий не последовало. Тогда мы подали письменную жалобу на имя директора. Главный администратор школы никак не отреагировал. Создается впечатление, что он так ее и не прочитал. И, как и следовало того ожидать, случилось самое трагичное — ребенок потерял интерес к учебе. Он стал приходить из школы в состоянии полной апатии, постоянно о чем-то думал, то есть ушел в себя, "закрылся". Это усугублялось тем, что ни разу, подчеркиваем, ни разу учителем не были проверены тетради. Все домашние задания проверяли мы — папа и мама. К тому же учитель обладает настолько слабым голосом, что ребенок как минимум 50% материала не слышал. Он стал просто мечтать на уроках. Кроме того, никакая информация до нас не доходила. Мы были потрясены, когда, написав предварительно заявление на дополнительные занятия по английскому языку и, более того, сдав деньги, на эти занятия не попали. Нас даже не поставили в известность о начале занятий, а ребенка не приглашали учить английский язык целую неделю!

…Когда мы оформляли документы для перевода сына в другую школу, нам даже вопроса не задали, почему мы переходим. Что это, равнодушие или безответственность? Судите сами…"

БОРЬБА ЗА МЕСТО

Вот такое письмо пришло в редакцию от родителей первоклассника Саши. Когда мы попросили дать к нему комментарий профессионального психолога, неожиданно выяснилось, что подобные ситуации (практически один к одному!) возникли сразу в нескольких школах Нахимовского района. В итоге "держать ответ" в редакцию пришли представители школы, в которой учился Саша. Не согласившись с обвинениями в равнодушии, в качестве доказательства своей правоты администрация школы представила жалобу, в которой родители Саши просили "обязать классного руководителя восстановить нарушенное право Александра и усадить его на все четыре года начальной школы за вторую парту ряда возле окна и впредь существенные условия обучения в одностороннем порядке не изменять", а также объяснительную записку бывшего классного руководителя мальчика и ответ на жалобу родителей Саши, подготовленный Нахимовским роно.

"Выбывший из 1-А класса Александр учился хорошо, старательно выполняя все задания, — пишет бывший классный руководитель Саши. — Каждые две недели я пересаживала учащихся. Сначала Саша сидел за второй партой (возле окна) первого ряда, затем он был пересажен за первую парту на ряд у двери. Последним местом, куда я его пересадила, была четвертая парта среднего ряда. По поводу перемещения Саши за последнюю парту мне был задан вопрос его отцом: "А что, Саша плохо себя ведет, и поэтому вы пересадили его за последнюю парту?" Получив ответ, что Саша ведет себя хорошо, просто мы часто пересаживаем детей в первом классе, а за две первые парты сажаем детей маленького роста или с пониженным зрением, он молча ушел. Больше разговоров по этому поводу не было… Родители Саши звонили мне и интересовались, когда начинаются дополнительные занятия по английскому языку, но я не смогла им ответить, так как заявления на посещения этих занятий у меня забрали, и я не помнила, кто из детей должен их посещать. В связи с этим Саша пропустил несколько занятий… Папа Саши звонил мне домой и говорил о том, что мальчика нужно пересадить, так как он может потерять интерес к учебе… На следующий день перед уроками я подошла по поводу этих звонков к заместителю директора по воспитательной работе. Позже, когда мама привела Сашу в школу, с ней была проведена беседа, в результате которой мы обменялись взаимными извинениями. А на следующий день меня вызвала к себе директор школы и ознакомила с поступившей от имени Сашиных родителей жалобой…" "На ваше обращение в адрес директора общеобразовательной школы сообщаем, что в соответствии со ст. 22 закона Украины "Об общем среднем образовании" общеобразовательное учебное учреждение обеспечивает безопасные и безвредные условия обучения, режим работы, условия для физического развития и укрепления здоровья, формирует гигиенические навыки и основы здорового образа жизни учащихся, — говорится в ответе на жалобу. — В соответствии с государственными санитарными правилами и нормами устройства, содержания общеобразовательных учреждений и организаций учебного воспитательного процесса для профилактики нарушений здоровья ученики периодически пересаживаются на разные ряды. Кроме того, за первыми, вторыми партами обязаны размещаться ученики с пониженным слухом или пониженным зрением. Учитывая изложенное, считаем, что нарушения со стороны администрации школы в отношении вашего сына отсутствуют".

ШКОЛА ДОЛЖНА СТАТЬ ДЛЯ ДЕТЕЙ ВТОРЫМ ДОМОМ

Мы намеренно не называем ни фамилии Саши (в редакцию пришло письмо без указания номера школы и данных ребенка), ни фамилии директора школы и бывшего классного руководителя мальчика. Потому что данная ситуация, к сожалению, типична. Дать комментарий к письму редакция попросила кандидата психологических наук, доцента кафедры прикладной психологии СГГУ, научного руководителя общественной родительской приёмной города Т.И.БЕССОНОВУ.

— Конфликт "родитель — учитель" необходимо гасить как можно быстрее в стенах той школы, где он возник, чтобы не было нарушено самочувствие ребенка, — говорит Татьяна Ивановна. — В рассматриваемом нами случае родительская позиция — последовательная, защитно-охранная. Думаю, что обращение в районный отдел образования позволило бы исправить ситуацию, но, видимо, родители не знали о возможности таких действий или устали убеждать педагогов. А то, что молодой педагог в этой школе без участия администрации, практического психолога, социального педагога не смог решить конфликтную ситуацию, является очевидным.

Если возник конфликт с учителем, родитель имеет право обратиться к администрации школы за помощью в устной (в часы приема администрации) или письменной форме. Администрация должна проинформировать родителей о результатах рассмотрения жалобы в устной форме (обязательно через протокольную запись) или письменно (письмо направляется по адресу родителя) в четырнадцатидневный срок с момента обращения. Желательно привлечь к решению проблемы школьного психолога, так как порой доводы сторон изобилуют заблуждениями, и только грамотный специалист может переориентировать фокус жалобы в сторону большей адекватности и реалистических ожиданий.

Если учитель не прав, он должен извиниться перед родителями. В школах, где подобные конфликты происходят часто (то есть еще не сформировался единый коллектив участников учебно-воспитательного процесса), я бы посоветовала создать общие этические комиссии, чтобы гасить конфликты в стенах школы; проинформировать всех участников учебно-воспитательного процесса об их правах и обязанностях; для вновь прибывших детей и родителей проводить месячник заботы, внимания, информирования. Школа должна стать домом спокойствия для родителей и домом творчества для детей и педагогов.

Другие статьи этого номера