Борьба с отмыванием денег

Противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, — актуальный, но при этом относительно новый вопрос не только для Украины. Сегодня во всем мире финансовая разведка борется с легализацией доходов, полученных от таких тяжких преступлений, как продажа наркотиков, проституция, рэкет, торговля оружием и людьми. Размах указанного явления вызывает озабоченность международного сообщества не только из-за уменьшения налоговых поступлений в связи с укрытием части доходов организациями и частными лицами, но и потому, что значительная доля средств поступает в распоряжение террористических группировок. Объемы легализации, по разным подсчетам, составляют от нескольких сотен миллиардов до 1,5 триллиона долларов США в год.Качественный уровень противодействия этому явлению в каждой отдельной стране влияет на мировую экономику в целом. Поэтому в 1989 году, чтобы стимулировать борьбу с теневыми преступными рынками там, где она недостаточно эффективна, группа стран, прежде всего развитых, объединилась во влиятельную в настоящее время международную организацию FATF (Financial Action Task Force). Ею были разработаны "Сорок рекомендаций" по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, а также создан так называемый черный список стран, которые неэффективно борются с отмыванием денег. В этих государствах производится усиленный финансовый мониторинг, в отношениях с ними FATF рекомендует "соблюдать особую осторожность", в том числе ограничивая сотрудничество в банковской сфере.

Не так давно, еще в 2001 году, Украина тоже вошла в число этих неблагополучных стран. На тот момент в списке находились Россия, Египет, Венгрия, Израиль, Гренада, Гватемала, Индонезия, Ливан, Филиппины и ряд других государств. Наша страна оказалась под угрозой значительных финансовых санкций. Тут подразумевались закрытие корреспондентских счетов украинских банков за рубежом, снижение рейтинга страны, значительное осложнение внешнеэкономической деятельности, а в перспективе — не только снижение эффективности экономики, но и окончательный бюджетный кризис и увеличение темпов девальвации национальной единицы. Кроме того, потенциальная угроза процесса легализации "грязных" доходов заключалась в том, что при неотработанных механизмах приватизации и разгосударствления преступные структуры могли стать владельцами основного объема материальных ценностей.

С этого момента парламент, правительство, правоохранители и органы финансового контроля занялись серьезной работой по решению этой проблемы в рамках государства. В 2001 году был принят новый Уголовный кодекс Украины, где появилась статья 209 о противодействии легализации преступных доходов, в 2003 году был сделан еще один решающий шаг — в силу вступил закон Украины "О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем". Так в государстве была налажена система борьбы с "грязными" деньгами и работа стала приносить результаты. К 2005 году приложенные усилия были оценены со стороны мирового сообщества, и государство вышло из "черного" списка FATF.

В настоящее время борьбой с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и с финансированием терроризма занимается значительное количество государственных органов, которые осуществляют правоприменительные или правоохранительные функции. Согласно законодательству, функционирует система финансового мониторинга, которая состоит из двух уровней — первичного и государственного. Внутренний, первичный, финансовый мониторинг обязаны осуществлять банки, страховые компании, платежные организации, товарные, фондовые и другие биржи, игральные заведения, ломбарды и др. Государственный мониторинг проводят уполномоченные органы. Задача прокуратуры в этом отношении — осуществлять надзор за законностью деятельности всех названных организаций, работы МВД, СБУ и УНМ ГНА Украины при пресечении ими незаконной деятельности по легализации преступных доходов, а также самостоятельно выявлять и расследовать факты легализации. Особого внимания заслуживает проблема координации и взаимодействия Госфинмониторинга и правоохранительных органов.

Мировая практика возбуждения уголовных дел по фактам отмывания "грязных" доходов свидетельствует, что методы и способы их отмывания меняются соответственно развитию контрмер, привлечение виновных к уголовной ответственности осложняется профессиональным уровнем подготовки преступников, а также несовершенством и несогласованностью отдельных актов действующего законодательства. Целью надзорной деятельности в этой сфере являются защита экономических интересов государства от преступных посягательств и фактическое устранение нарушений законодательства по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в результате прокурорского вмешательства, возобновления нарушенных интересов государства, возмещения потерь, привлечения виновных лиц к ответственности, устранения нарушений, причин и условий, им способствующих.

Что касается Севастополя, то анализ опыта свидетельствует о том, что преступления последнего времени все чаще приобретают организованные формы. Преступники используют легальные предприятия (наименование, юридические адреса, банковские счета и другие реквизиты юридических лиц) для завладения чужим имуществом путем мошенничества, злоупотребления служебным положением, уклонения от уплаты налогов, незаконного получения финансовых ресурсов.

В 2007 году органами прокуратуры Севастополя, УМВД и УСБУ возбужден ряд уголовных дел, многие из которых уже переданы в суд.

В качестве характерного примера можно привести уголовное дело, возбужденное 25 июня 2007 года по признакам преступления, предусмотренного ч. 5 ст. 191, 209 Уголовного кодекса Украины. Здесь обвиняются члены организованной преступной группы, должностные лица одного из известных винодельческих предприятий региона. С января по май 2003 года путем злоупотребления своим служебным положением и заключения фиктивных договоров они незаконно реализовали продукцию собственного предприятия различным субъектам хозяйствования и таким образом легализовали сумму в размере полумиллиона гривен. В настоящее время дело находится на рассмотрении в суде.

Преступление, предусмотренное статьей 209 УК, инкриминируется еще одной группе, 5 участников которой на протяжении 2003-2006 гг. мошенническим путем, используя поддельные документы, получали банковские кредиты, предоставляемые гражданам, и легализовали похищенные средства при покупке бытовой техники. Уголовное дело расследовано и направлено в суд с обвинительным заключением.

Одним из современных преступных способов легализации, с которым сталкивается прокуратура, проводя надзорные проверки, является создание так называемых конвертационных центров. Суть их функционирования заключается в предоставлении услуг субъектам предпринимательской деятельности по незаконному обналичиванию безналичных средств. Такие центры оформляют фиктивные сделки купли-продажи между предприятиями. Денежные средства и необходимые документы передаются центром заказчику, товарно-материальные ценности по документам оприходуются, а фактически не поставляются. В связи с тем что источники приобретения таких ценностей замаскированы, усматривается факт легализации. В частности, такие факты в 2007 году выявлены прокуратурой Нахимовского района при проверке двух коммерческих структур города. Сейчас по возбужденным уголовным делам ведется досудебное следствие.

В настоящее время судом рассматривается уголовное дело, связанное с разоблачением нескольких студий, которые занимались изготовлением и трансляцией в сети Интернет в режиме on-line порнографической продукции. Помимо сбыта незаконного продукта, обвиняемым лицам инкриминируется и легализация доходов от этой преступной деятельности. Организаторами была разработана и эксплуатировалась схема, согласно которой средства пользователей сети из разных стран мира сначала поступали на счета интернет-провайдера, находящегося за пределами страны, и лишь затем переводились на счета преступников.

Факты легализации встречаются и на другом — не предпринимательском, а бытовом уровне. Нередко объектами посягательств преступных групп становится имущество пенсионеров, доходы от которого также легализуются. В 2007 году прокуратурой закончено расследование уголовного дела относительно трех лиц по признакам преступления, предусмотренного рядом статей Уголовного кодекса Украины, в том числе ст. 209. Следствием установлено, что обвиняемые завладели паспортом пенсионера, являющегося собственником квартиры в Севастополе, вклеили в него фотографию одного из подельников и от имени пострадавшего продали его недвижимость постороннему гражданину за 32 тысячи долларов. Таким образом они легализовали полученное преступным путем право собственности на указанную квартиру. Дело направлено в суд.

Помимо этой работы, можно отметить результаты систематических надзорных проверок соблюдения законодательства субъектами первичного финансового мониторинга — ломбардами, страховыми компаниями, игральными заведениями города, Севастопольской городской государственной администрацией, которая допустила ряд нарушений при лицензировании игральных заведений, и субъектом государственного финансового мониторинга в Севастополе — государственной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку.

Следует учитывать ряд проблем, с которыми приходится сталкиваться прокуратуре Севастополя при работе на данном направлении, однако мы ожидаем более тесного сотрудничества с уполномоченными органами госмониторинга в будущем. Сегодня необходимы четкая координация и взаимодействие всех структур. Лишь при таком условии они могут эффективно разоблачать и перекрывать теневые потоки преступных доходов на территории Украины и даже включиться в борьбу за ее пределами.

Другие статьи этого номера