Рейдеры захватили в Севастополе 10 участков земли на сумму более 600 миллионов гривен

Произошло это в течение последних полутора лет и при попустительстве руководства городской госадминистрации. Такие выводы огласила на минувшей сессии горсовета контрольная комиссия.Временная контрольная комиссия по выяснению причин и обстоятельств передачи в аренду и на других правовых основаниях субъектам хозяйствования земель различных категорий, расположенных в границах города Севастополя, была создана сессией горсовета после того, как в сентябре 2007 года депутаты стали получать информацию о злоупотреблениях в области землепользования со стороны исполнительной власти. Администрация посчитала комиссию нелегитимной, намекнула депутатам, что они "лезут не в свое дело", и отказалась предоставлять горсовету какую-либо информацию о судебных процессах, в результате которых различным крымским фирмам передавались в аренду лучшие земли города. Поэтому свои выводы депутатам пришлось делать на косвенных фактах, ксерокопиях и свидетельствах предпринимателей. Тем не менее, на вечернем пленарном заседании 11 декабря председатель временной контрольной комиссии — заместитель председателя горсовета Петр Кудряшов доложил коллегам о проделанной работе, в результате которой вскрылись схемы вывода земель из собственности Министерства обороны Украины, лесного фонда, а также передачи в аренду земель громады и Черноморского флота Российской Федерации. Информация уместилась на 8 листах и касалась участков в районе Балаклавы, мыса Сарыч, бухты Матюшенко, на Матросском бульваре и других.

Все участки меняли хозяев при помощи судейских решений, в основном Хозяйственного суда АРК. До суда дела доходили после того, как некие госструктуры заключали договоры о совместной деятельности с частными предприятиями, которые затем выступали с исковыми требованиями о праве пользования земельными участками. Во всех случаях СГГА поддерживала требования частных структур и не уведомляла горсовет о ведущихся судебных процессах.

Из доклада Петра Кудряшова: "24.04.2006 г. между ООО "Техническое агентство "Наутилус" и ГП "Укроборонстрой" был заключен договор о совместном строительстве (совместной деятельности) по проектированию и строительству объектов жилья и других на Таврической набережной N 20, 21, и причалов N 247 и 249 в Балаклаве и Балаклавской бухте на земельном участке площадью 20,99 га. Министерство обороны 24.04.2007 г. обратилось в Хозяйственный суд АРК о расторжении этого договора, а ООО "ТА "Наутилус" — со встречным иском о признании договора действительным и о признании права собственности на объекты недвижимости и права пользования земельным участком. Севастопольская ГГА принимала участие в этом процессе и в суде ПОДДЕРЖАЛА встречные исковые требования ООО "ТА "Наутилус", а не Минобороны Украины. При этом Севастопольская ГГА не заявила ходатайство о привлечении к участию в деле Севастопольского городского совета в качестве третьего лица, права и интересы которого явно нарушались встречными требованиями ООО "ТА "Наутилус", не уведомила городской совет об этом процессе. Судья Гайворонский В.И. 14.05.07 г. в деле N 2-17/6048-2007 в иске Минобороны отказал, а встречные исковые требования ООО "Техническое агентство "Наутилус" удовлетворил в полном объеме (признал за этим обществом право собственности на объекты недвижимости и право пользования земельным участком площадью 20,99 га)… На данный момент временная контрольная комиссия не располагает официальными сведениями о том, заключила СГГА договор аренды земли на земельный участок площадью 20,99 га или нет из-за непредставления Севастопольской ГГА соответствующей информации".

Самым крупным участком, которого лишился город по указанной схеме, оказался участок в районе села Флотского. Причем 185 га земли, переданной решением суда ООО "Техно-Сигма" в результате спора с ГП "Укроборона", накладываются на Караньский заказник. В данном случае крымский суд также отказал Министерству обороны в иске о расторжении договора и удовлетворил встречный иск ООО "Техно-Сигма", чем признал за обществом с ограниченной ответственностью право собственности на объекты военного городка 461/10. "При этом судья умышленно не указал характеристики земельного участка, где расположены эти здания (ни площади, ни документы, подтверждающие его границы)… Площадь земельного участка 185,09 га была непосредственно указана Севастопольской ГГА с тем, чтобы суд мог в дальнейшем оперировать этой площадью в своих решениях. Таким образом, под необоснованным поводом о самовольном занятии земельного участка судья и ООО "Техно-Сигма" с участием Севастопольской ГГА совершили неправовой акт — признали право пользования ООО "Техно-Сигма" на земельные участки, которые, согласно госакту, находятся в законном пользовании войсковой части А 3009", — говорилось в докладе.

Прошел мимо земельного аукциона и участок площадью около 6 га в районе мыса Сарыч. Причем еще весной 2007 года депутаты приняли решение о том, что права аренды на четыре участка на севастопольском ЮБК должны быть проданы с аукциона. Тогда представители СГГА с сессионной трибуны обвинили депкорпус в том, что "они "дерибанят" земли лесного фонда". А председатель земельной комиссии депутат Дмитрий Белик высказал "свои самые мрачные подозрения" в том, что если эти земли не будут вынесены на аукцион, у них "неожиданно объявятся хозяева". В итоге, как прозвучало в докладе Петра Кудряшова, "17.08.2007 г. Севастопольская ГГА заключила с ООО "Крымская западная строительная компания" договор на право застройки земельного участка (суперфиция) площадью 6,5 га на мысе Сарыч комплексом объектов рекреационного назначения. Договор заключен с грубыми нарушениями Гражданского кодекса и земельного законодательства, без какого-либо согласования с городским советом, с нарушением прав и интересов городского совета и с превышением своих полномочий".

Потрясением для городского совета стала и неожиданная реконструкция Матросского бульвара. Как выяснила контрольная комиссия, своим распоряжением Севастопольская городская госадминистрация разрешила частной структуре построить рядом с первым памятником города гостиничный комплекс с культурно-развлекательным центром, а также "11 октября текущего года издала распоряжение N 924-р о разрешении другой организации реконструкции Матросского бульвара без какого-либо согласования с городским советом, с грубыми нарушениями земельного и градостроительного законодательств".

Во время доклада контрольной комиссии в сессионном зале со стороны администрации присутствовал только заместитель председателя СГГА Леонид Савенко. Оглашенную информацию он назвал "грязью" и добавил, что "готов вместе с вами защищать права громады, но не в этой редакции". Его слова депутаты "затопали-захлопали" и оказались непреклонными в своих выводах: "…с мая 2007 года Севастопольская городская госадминистрация скрывала факты попыток различных юридических лиц незаконно завладеть земельными участками, не заявляла ходатайств о привлечении к участию в судебных процессах Севастопольского городского совета, права и интересы которого нарушались требованиями и решениями судов в пользу третьих лиц, умышленно не уведомляла городской совет об этих фактах, в результате чего действиями должностных лиц органов исполнительной власти нанесен значительный ущерб бюджету города".

Что за этим последовало, представителям средств массовой информации рассказал председатель городского совета Валерий Саратов сразу же после окончания сессии. "Мы имеем право создавать такие контрольные комиссии в рамках тех полномочий, которые мы делегируем администрации, — сказал Валерий Саратов. — Но мы не получили от администрации ответов на заданные вопросы. Информация, которую достала контрольная комиссия, поступала опосредованно. Но все полученное мы оценили как рейдерские захваты земли в Севастополе". Поэтому для детальной проверки всех фактов депутаты приняли ряд обращений: к Президенту Украины, в Совет национальной безопасности, в Высший Совет юстиции Украины и Комитет Верховного совета по вопросам правосудия относительно рейдерских захватов севастопольских территорий военных городков.

"Наша информация объективная, — уверен председатель горсовета. — И, я думаю, она найдет подтверждение после работы правительственных комиссий. Какой может быть договор о совместной деятельности между ГП "Оборонстрой" и той частью ПВО, которая стояла в Карани, если часть реально не функционирует? Составлялся, на мой взгляд, фиктивный договор, по нему возникали фиктивные требования, а суд принимает решение, после которого волосы встают дыбом! Мы оценили стоимость переданных в аренду участков по нормативам. Она превысила 600 миллионов гривен. А на аукционах мы продаем права аренды в несколько раз выше нормативной стоимости! И, конечно, самые вызывающие из перечисленных фактов — это два участка в Балаклаве на общую сумму 475 миллионов".

Для того чтобы остановить процесс освоения этих участков, пока с фактами будут работать высшие должностные лица, горсовет принял решение "О запрещении использования земельных участков строительством объектов на основании договоров, заключенных с Севастопольской городской госадминистрацией". Этим документом, сказал Валерий Саратов, горсовет отменил свои предыдущие решения о делегировании Севастопольской городской государственной администрации разрешительных полномочий. Если информация севастопольского депутатского корпуса полностью подтвердится, у команды исполнительной власти могут поменяться фамилии. Поскольку, заявил председатель городского совета, "претензии, которые были высказаны в адрес администрации, реально тянут на выражение недоверия". "Но пока мы хотели бы поднять аргументированность наших доводов, а потом уже приступать к политическому решению", — закончил пресс-конференцию Валерий Саратов.

Другие статьи этого номера