Владислав ЗАВГОРОДНИЙ: «Ситуация контролируется, поводов для беспокойства нет»

На вопросы об экологической ситуации в Севастопольской бухте отвечает начальник Севастопольского городского отдела государственной Азово-Черноморской экологической инспекции В.В. Завгородний.- В Государственную Азово-Черноморскую экологическую инспекцию поступает много вопросов от граждан, жителей города, которые обеспокоены экологической ситуацией, сложившейся в связи с аварией судна "Хадж Измаил". Сразу хочу успокоить всех: ситуация контролируется, поводов для беспокойства нет.

— Владислав Валерьевич, давайте напомним нашим читателям, что же произошло во время сильнейшего шторма 11 ноября?

— Утром того дня мы получили сообщения о том, что на расстоянии 2-3 миль от берега на траверзе мыса Херсонес, в районе б. Казачьей, на глубине около 80 м затонул сухогруз "Хадж Измаил" (порт приписки Батуми). Судовладелец — "Томен Шиппинг К". Судно под флагом Грузии водоизмещением 7 тыс. тонн шло из Мариуполя в порт Тартус (Сирия). На его борту был груз металла — стальная квадратная заготовка (вес 5000 кг). Понятно, что авария судна может сопровождаться экологическими последствиями, и потому были приняты все предупредительные меры. С того момента, как поступило сообщение об аварии, ни на день не прекращается регулярный мониторинг. Он осуществляется силами сотрудников, инспекторов, всех подразделений нашей инспекции. Проводится визуальный контроль с берега, сотрудники закреплены за определенными бухтами — от мыса Сарыч до мыса Лукулл. Вся акватория контролируется. Кроме того, регулярно каждый день (а после аварии — по нескольку раз в день) мы проводим забор морской воды на предмет содержания в ней нефтепродуктов и железа. Мониторинг севастопольских бухт ежедневно проводится патрульным катером. Могу ответственно заявить, что по всем показателям лабораторных анализов концентрация ингредиентов нефтепродуктов и железа в акваториях бухты Казачьей и района Херсонесского маяка находится в пределах нормы.

— Вероятно, контроль за состоянием акватории на месте аварии ведут и другие службы города?

— Наша инспекция осуществляет свою деятельность совместно с прокуратурой Севастополя, местными законодательными и исполнительными ветвями власти, а также управлением МЧС, военными ведомствами. К работе подключены службы торгового и рыбного портов. Все работаем в общей связке. Так, когда велись поисково-спасательные операции, с судна "Сапфир" мы получали всестороннюю информацию об экологическом состоянии бухты. Данные были идентичны: нефтяного разлива нет. Слава Богу, что Севастополь избежал такого бедствия…

— …как это произошло в Керченском проливе?

— Изначально такой трагедии, как там, у нас не могло и быть, потому что затонуло судно типа "сухогруз", которое перевозило на своем борту стальную заготовку. Однако могли возникнуть экологические проблемы, связанные с тем, что судно имело на своем борту определенный запас солярки и мазута для технических нужд. Мы не можем сказать, каков он был, но понятно, что запасы незначительны: с учетом расхода топлива в пути следования судно было полупустое. Тем паче что все это герметично хранится. Еще раз скажу, что ситуация контролируется не только нами, но и всеми службами. Дело находится на контроле нашего руководства. Ситуацию мы отслеживаем.

— Сфера вашего контроля — морская акватория?

— Согласно положению, наша деятельность направлена на защиту окружающей природной среды. Задачей морской экологической инспекции является контроль за соблюдением природоохранного законодательства на территории севастопольского региона. В целом это огромная территория, в которую попадают как ведущие предприятия региона, занимающиеся промышленностью и судоремонтом, морской торговый и рыбные порты Севастополя, так и стационарные объекты и суда ЧФ РФ и ВМС ВС Украины. И наша главная задача состоит в том, чтобы севастопольцы жили в чистом городе, купались в чистом море.

— Владислав Валерьевич, а какие меры воздействия вы можете предпринять в случае нарушения природоохранного законодательства?

— У нас есть полномочия приостанавливать строительные работы, хозяйственную деятельность предприятий, применять штрафные санкции. На сегодня в связи с нарушениями природоохранного законодательства нами остановлено 25 предприятий. Нередки нарушения правил некоторыми строительными, автозаправочными предприятиями, которые не имеют разрешения на выбросы. В их числе и крупные предприятия, связанные с перевалкой песка, и кафе в районе пляжей "Учкуевка", "Омега".

— Понятно, что все недоработки, которые есть в повседневной деятельности предприятий, могут стать основой серьезных последствий.

— Да, это так. В тот штормовой день 11 ноября нам относительно повезло. Всегда нужно работать на упреждение чрезвычайных происшествий. Милости от природы ждать не следует. У нас составлен план организационных мероприятий в связи со штормом или иными природными катаклизмами. Любое предприятие, в первую очередь порты — торговый, рыбный, должны согласовывать с нами все возможные моменты, иметь на случай аварии или экологической катастрофы специальные дезактивирующие вещества, поддерживать в рабочем состоянии нефтемусоросборочные суда. Когда все готовы встретить стихийное бедствие во всеоружии, оно не будет таким страшным. И понятно, как важен в этой ситуации человеческий фактор: только четкое соблюдение законодательства позволяет избежать серьезных последствий катастроф.

— Ноябрьское ЧП было самым заметным в числе природных бедствий?

— К счастью, да. Севастополь не входит в число регионов, где происходят подобные катаклизмы. У нас есть другая проблема — изношенность канализационно-очистительных сетей, которые находятся в критическом состоянии. Особенно в пригородной зоне — в Андреевке, в районе Ласпи, где планируется развитие курортной зоны. Проблема очень серьезная, для ее решения требуется большое финансирование. Есть в нашей работе и другая сложность: система подсчета ущерба по воде безнадежно устарела. Иное дело — по земле. Так, природоохранная прокуратура рассматривала вопрос загрязнения земли на ОАО "Севастопольский "Маяк". Было возбуждено уголовное дело. А вот по загрязнению воды методики составлены иначе. Часто кому-то проще заплатить штраф, чем ликвидировать очаг или неисправности. Но все мы должны помнить, что чистота природной среды — это наша общая забота. И потому мы находимся в тесном контакте с жителями Севастополя и всегда внимательны к их сигналам. Наш контактный телефон 54-46-86. Сообщайте нам о любых нарушениях природоохранного законодательства.

— Спасибо за беседу.

Другие статьи этого номера