О причинах роста цен на продовольствие, или Куда смотрит администрация

Начиная со второго квартала прошлого, 2007 года на внутреннем рынке наметилась тенденция к росту потребительских цен на основные виды продовольственных товаров. Так, за 8 месяцев 2007 года индекс потребительских цен на продовольствие составил 109,3%.
Больше всего на протяжении последних месяцев года подорожали макаронные изделия (на 33%), хлеб и хлебопродукты (на 20%), молоко (на 29%), сметана (на 14%), масло подсолнечное (на 27%), яйца (на 18%). При этом цены на мясо (говядина, свинина) изменились незначительно (от 3 до 8%), цены на мясо кур по сравнению с началом прошлого года остались неизменными, а цена на сахар даже несколько снизилась.
Конечно, в преддверии новогодних и рождественских праздников цены заметно подросли, но этот фактор не имеет экономически обоснованных причин.
Предпосылки роста цен зрели давно: за последние годы уменьшились посевные площади, снизилось поголовье крупного рогатого скота и, как следствие, уменьшился объем производства молока в целом по Украине.Основные причины роста цен лежат в основе уменьшения предложения сельскохозяйственного сырья для перерабатывающей промышленности при растущем спросе на него, вследствие чего растут цены на сырье.

Ценовая ситуация на рынке продовольствия формируется под воздействием таких основных факторов: стабильного роста цен на зерно как на внутреннем, так и мировом рынке в результате уменьшения его валового сбора и мировых запасов; повышения закупочных цен на продукцию животноводства, связанного в основном с подорожанием кормов; существенного повышения цен на семена подсолнуха в результате уменьшения оценки его валового сбора в 2007 году из-за нынешней засухи, роста мировых цен на сырье масличных культур в связи с уменьшением его мирового производства; увеличения стоимости составных расходов при производстве продукции, в частности энергоресурсов, заработной платы.

С октября 2006-го по сентябрь 2007 года в Украине средняя заработная плата выросла до 1426 грн, или на 560 грн. Это значит, что на рынок вышли дополнительно 560 грн, которые должны найти свой товар и услуги. В результате они стали составляющими ценообразования, которые спровоцировали в том числе очередной виток цен.

Кроме того, следует напомнить о значительном росте рыночных цен на газ, энергоресурсы. Только нефтепродукты (бензин и дизтопливо) подорожали к началу 2007 года в среднем на 34%.

В связи с этим у простого гражданина напрашивается законный вопрос: куда же смотрит власть? И далеко не каждый задумывается, что мы с вами уже давно живем в эпоху рыночных отношений: непростых, еще далеко нецивилизованных, еще отстающих от правовых, но все же рыночных. А рынок формирует цены путем спроса и предложения. И здесь работает простая экономическая формула: чем выше спрос, тем больше предложение и выше цена.

Государственное регулирование цен, которое осуществляется местными органами власти, занимает достаточно малый сегмент в рыночном механизме ценообразования. Канули в Лету прейскуранты цен. Сегодня государство все больше доверяет рынку, все меньше оставляя себе рычагов регулирования. Ведь государственная политика относительно вхождения Украины в мировое содружество — Всемирную торговую организацию — предполагает расширение рыночных отношений.

Полномочия по регулированию цен, которыми сегодня обладает городская государственная администрация, достаточно ограниченны. В их числе установление торговых надбавок на основные продукты питания: на муку, хлеб и хлебобулочные изделия 1-го сорта и из смеси — до 10%. На макаронные изделия, сахар, крупы, масло сливочное и растительное, молоко, колбасные изделия вареные, говядину, свинину, мясо птицы, творог, сметану — 15% к цене приобретения, но не больше 20% к цене производителя с учетом транспортных расходов.

С целью сдерживания роста цен городской администрацией подготовлен проект о декларировании цен, который размещен на официальном веб-сайте СГГА и проходит регуляторную процедуру. Суть введения декларирования заключается в том, что в случае если цены на указанные выше продовольственные товары повышаются на протяжении месяца на 1%, субъекты хозяйствования, которые осуществляют деятельность по производству и/или реализации продовольственных товаров, обязаны не позднее чем за 10 дней до введения оптово-отпускных цен на продовольственные товары представить в городскую государственную администрацию декларацию по установленной форме и документы с обоснованием необходимости повышения цен.

Кроме того, администрацией проведена работа по интервенции (выброс на рынок) из государственного резерва по 500 тонн муки ежемесячно до конца 2007 года для сдерживания роста цен на муку. В числе иных регуляторов действенными являются альтернативная торговля с привлечением на рынок непосредственного товаропроизводителя. Расширяется сфера торговли сельхозпродукцией с первоочередным предоставлением торговых мест аграриям и фермерским хозяйствам для продажи сельхозпродукции с автомашин, с привлечением местных и иногородних товаропроизводителей, предприятий агропромышленного комплекса Автономной Республики Крым, Херсонской, Запорожской, Кировоградской и других областей Украины.

Мониторинг и контроль ценовой ситуации, совместная работа всех контролирующих органов города позволяют пресекать неконкурентную, недобросовестную, а порой преступную деятельность некоторых субъектов хозяйствования.

Насыщая потребительский рынок в целях снижения цен, городская государственная администрация контролирует качество предлагаемой продукции. В городе осуществляется постоянный контроль источников поступающих на рынки города продуктов, их качества, а также сырья для производства собственной продукции.

Однако читателя вовсе не утешают аналитические выкладки, поскольку вся арифметика просто укладывается в содержимое кошелька. И если расходы опережают доходы — любая философия цен теряет смысл. Цены — сложная экономическая категория, которая существует в жесткой связке с доходами и расходами, прибылью и убытками, зарплатой и налогами, и не только.

Поговорим на языке цифр. Сегодня минимальная зарплата, устанавливаемая законодательством, составляет 470 грн, в далеком 1996 году она равнялась 15 грн. Минимальная пенсия составляет 415 грн, в 1996 г. это были те же 15 грн. Средняя пенсия в Севастополе составляет 627 грн, в 2006 г. она равнялась 484 грн. То есть динамика роста социальных выплат налицо: растут заработная плата и пенсия, однако они пока еще не поспевают за ростом цен.

Кроме того, есть незащищенные категории жителей Севастополя: почти из 380 тысяч населения города около 100 тысяч составляют пенсионеры и далеко не все они получают достойную пенсию. Это государственная проблема, которую должно решать государство.

Мы все живем в одной стране. Наблюдаем за переменами, являемся их участниками, меняемся сами.

Экономика — искусство ведения хозяйства. А быть хозяином нелегко. Сейчас страна переживает сложное время — мы учимся хозяйствовать. И если каждый начнет с себя, наведет порядок в своем хозяйстве, в своей семье, в своей душе и голове, не позволит душе своей лениться, — нам на все хватит денег. Настанет время, когда мы научимся работать, производить, торговать, строить, выращивать — и тогда наше государство станет богатым и сильным.

Другие статьи этого номера