О голове во власти, или О власти с головой

В числе неотложных законопроектов, на принятии которых настаивает Президент, есть и законопроект о внесении изменений к Закону «О местных государственных администрациях».
На прошлой неделе в Верховную Раду поступил целый пакет законопроектов, направленных гарантом Конституции. Конечно, он сильно отличается от того, что Ющенко просил/требовал принять до избрания Юлии Тимошенко на пост премьера. Тогда их было 12: об отмене неприкосновенности народных депутатов; об отмене всех льгот народным депутатам; новая редакция Закона о Кабинете министров; об императивном мандате; пакет документов, касающихся досрочных выборов мэра Киева и горсовета; о местном самоуправлении; о местных государственных администрациях; об оппозиции; о центральных органах исполнительной власти; о внутренних войсках Украины; пакет документов, касающихся тендерного законодательства; об утверждении устава ГУАМ.

В пакете нынешнем (за который Президент, впрочем, и не настаивает голосовать оптом) сохранились Кабмин, ГУАМ, тендерные закупки, местное самоуправление и местные администрации. Внутренние войска превратились в Национальную гвардию, обозначилась необходимая численность Вооруженных Сил на текущий год. Подготовлены изменения в законы "О Высшем совете юстиции" и "О Конституционном суде Украины" и ряд некоторых законодательных актов, в частности, регулирующих отношения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Депутатская неприкосновенность, депутатские льготы и императивный мандат вкупе с досрочными киевскими выборами непостижимым образом исчезли, зато неожиданно появился проект закона "О правовом статусе участников борьбы за независимость Украины 20-90-х годов ХХ века" (это тема отдельного разговора).

Нас же более волнует тема местная. А точнее, проекты законов о внесении изменений в законы Украины "О местном самоуправлении в Украине" (N 1313 — относительно взаимоотношений между местными государственными администрациями и районными и областными советами) и "О местных государственных администрациях" (N 1311 — относительно вопросов организации, полномочий и порядка деятельности местных государственных администраций). Тут есть немало интересного.

Например, предложенные изменения к закону "О местных государственных администрациях" уточняют статус главы местной государственной администрации, положение о порядке формирования местных государственных администраций, разграничивают функции Президента Украины и Кабинета министров Украины в этой сфере. Что касается статуса, то он прост. После принятия президентских изменений его можно будет охарактеризовать очень просто — "царек".

Если раньше главы госадминистраций назначались на должности Президентом по предложению Кабмина на срок полномочий Президента Украины, то теперь они будут назначаться на пять лет. И занять должность председателя ГА сможет лицо, находящееся в кадровом резерве голов местных государственных администраций или (в порядке перевода) работающее главой иной госадминистрации. При этом "должность главы местной администрации не принадлежит к политическим должностям. Назначение и освобождение голов местных государственных администраций не связывается с прекращением полномочий, вступлением на пост Президента Украины, сложением полномочий, отставкой и другими основаниями или формированием нового состава Кабинета министров Украины".

Означает ли это, что прежде должности глав администраций были должностями политическими и своего рода платой за верность той или иной политической партии, а не показателем профессионализма?

Почему "царек"? А как вам следующая цитата из президентского законопроекта? "Председатели местных государственных администраций дают согласие на назначение руководителей территориальных органов министерств, других центральных органов исполнительной власти (кроме руководителей территориальных органов, которые назначаются по согласованию с Президентом Украины), а также предприятий, учреждений и организаций, которые находятся в управлении министерств, других центральных органов исполнительной власти (кроме руководителей учреждений, предприятий и организаций Вооруженных Сил и других военных формирований Украины, а также руководителей учебных заведений, которые избираются на должность в соответствии с законом)". Это нововведение в статью 31, регулирующую взаимоотношения местных госадминистраций с министерствами и другими центральными органами исполнительной власти.

Интересно, что из президентского законопроекта исчезла статья 50 — "Судебное обжалование решений местных государственных администраций", гласящая, что "распоряжения председателей местных государственных администраций, акты других должностных лиц, которые назначаются ими, могут быть обжалованы в судебном порядке в соответствии с законом".

Зато Севастополь нашел свое место в этом законопроекте, где предлагается механизм того, как до определения отдельным законом особенностей осуществления исполнительной власти и местного самоуправления в городе Севастополе урегулировать некоторые вопросы деятельности Севастопольской городской государственной администрации.

А именно: председатель СГГА "в случае выявления несоответствия Конституции или законам Украины решений Севастопольского городского, районного в городе Севастополе совета, распоряжений его председателя, распоряжений сельского, поселкового, городского (села, поселка, города, находящегося на территории юрисдикции Севастопольского городского совета) председателя сельского, поселкового, городского (села, поселка, города, находящегося на территории юрисдикции Севастопольского городского совета) совета, ее исполнительного органа останавливает соответствующее решение, распоряжение с одновременным обращением в суд относительно обжалования такого решения, распоряжения в установленном законом порядке и сообщает об этом главному управлению юстиции в городе Севастополе, на которое возложено осуществление государственной регистрации соответствующих решений, распоряжений".

Вот таким образом вертикаль президентской власти в Севастополе будет укреплена. О принятии же закона "О городе-герое Севастополе" речи пока не идет.

Глас народа

ВЫ БОЛЬШЕ ДОВЕРЯЕТЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ ИЛИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ?

Николай ШИК, сотрудник центра детского туризма:

— Представительная власть периодически отчитывается перед избирателями. Поэтому она более ответственна за свои решения. А исполнительная власть замыкается на вышестоящие органы и отчитывается перед ними. К сожалению, в Украине еще не выработан полноценный механизм оценки степени доверия этим двум ветвям власти.

Александр Григорьевич, пенсионер:

— С некоторых пор доверия исполнительной власти нет. Пробиться к ним невозможно. Расписание личных приемов не соблюдается. Любой вопрос приходится решать месяцами. А депутаты, со своей стороны, должны четко контролировать выполнение своих решений. Если исполнительная власть их не выполняет, то следует принимать меры, как-то реагировать.

Денис, предприниматель:

— Я в равной мере не доверяю обеим ветвям власти. Обычно они работают сообща друг с другом. Поэтому за то плохое, что происходит в нашем городе, должны отвечать вместе.

Зинаида, воспитатель:

— Я доверяю исполнительной власти, так как там грамотные специалисты, которые решают наши насущные проблемы. Конечно, не все зависит от них, есть и объективные факторы. Например, поставки газа.

Сергей, молодой специалист:

— Мне кажется, что представительной власти можно доверять. Я за депутатов голосовал и надеюсь, что они будут отстаивать интересы граждан. Только хотелось бы, чтобы депутатский корпус работал более эффективно.

Наталья Павловна, инженер:

— У меня такое впечатление, что в городе ситуация: у семи нянек дитя без глазу. Почти постоянно идет противостояние исполнительной и представительной ветвей власти. Это вредит городу. Мне кажется, что у какой-то из них должно быть больше полномочий. Важно, чтобы не просто назначали руководство, а чтобы с него можно было спросить, а депутатам дать право наложить вето, если их не устраивает какое-то решение. У нас же депутаты ведут свою политику, а госадминистрация — свою. Кивают друг на друга. А мы между ними — лишние, со своими проблемами.

Татьяна Владимировна, психолог:

— Меня устраивает исполнительная власть. Она работает в сложных условиях. Для улучшения нашей жизни они что-то делают, результаты видны. Для сравнения: вспомните веерные отключения электроэнергии, отсутствие горячей воды в течение нескольких лет, практически холодные батареи при понижении температуры. Об этом мы уже забыли. Легче критиковать людей, которые работают. При желании огрехи всегда можно найти. Я считаю, что критика должна быть только конструктивной.

Другие статьи этого номера