Пресс-конференцию заместителя председателя городской госадминистрации И.Г. Цокур по региональным проблемам социальной защиты и социального обеспечения можно расценить как злободневную, отвечающую духу времени. Она проинформировала журналистов о том, что сессия горсовета приняла двухлетнюю программу занятости населения, разработанную с учетом задания Кабмина создать в Севастополе в 2008 и 2009 годах по 8 тысяч новых рабочих мест. Выполнить указание правительства будет довольно сложно по ряду причин. Численность экономически активного населения города, составляющая сейчас 299 тысяч человек, имеет тенденцию к понижению в связи со старением трудовых ресурсов и продолжающимся в Севастополе превышением коэффициента смертности над коэффициентом рождаемости. Остается надежда лишь на увеличение притока в город мигрантов.
Несколько лет подряд в Севастополе, как и в других регионах Украины, наблюдается кадровый голод при высокой потребности в квалифицированных работниках, в частности инженеров-технологов, инженеров-конструкторов. Этот парадокс порождает дисбаланс между рынком общеобразовательных услуг и рынком труда. В городе 30 вузов. В них обучается столько юристов, экономистов и маркетологов, что их хватило бы на обеспечение потребностей всех областей юга Украины, но там достаточно и своих выпускников с модными сейчас профессиями.
Ясно, что в решение общеобразовательных и кадровых проблем надо вовлекать работодателей путем выплаты им единоразовых пособий по безработице и по профессиональному переобучению кадров. С этого года предприниматель, получивший из госбюджета пособие по безработице, обязан отчитаться за выполнение бизнес-плана по созданию новых рабочих мест. Если бизнес-план не выполнен, то придется вернуть полученную сумму пособий в казну. Какой эффект даст такая новация, еще неизвестно. Предполагается, что за 2008 и 2009 годы в городе будет трудоустроено 6 тысяч безработных и на 0,2 процента уменьшится скрытая безработица.
Кстати, в стране еще продолжает существовать довольно сомнительная методика отчетности по созданию новых рабочих мест. Она была введена в действие, когда Президент поставил задачу создавать за год миллион рабочих мест. Чтобы создать видимость выполнения этого указания, стали считать новым рабочим местом установку компьютера. Перерегистрировали компанию или предприятие — куча рабочих мест, увеличили наемному рабочему зарплату — тоже якобы трудоустроили человека. И при этом без каких-либо затрат на увеличение процента занятости, хотя, по сведениям комиссара ЕС по социальному развитию, на создание в странах Евросоюза за 2007 и 2008 годы 3,5 миллиона рабочих мест предусмотрено выделить 54 млрд евро. Считается, что самым дешевым является рабочее место в торговле. Суммарные затраты на его создание оцениваются в 9 тысяч гривен. Но у нас свои методика и государственная статистика, которые корректируются в зависимости от того, какое правительство пришло к власти. Проблему занятости не решить без повышения заработной платы, которая у нас, по оценке руководства госслужбы занятости, в 10 раз ниже европейской. В первые годы государственной независимости Украина строила свою конкурентоспособность на дешевой рабочей силе. Это нас устраивало до тех пор, пока не стало очевидным, что нищенская зарплата убивает мотивацию молодых людей получить образование, а выпускников учебных заведений побуждает искать лучшую долю за пределами Отечества. Конкретно об этом на пресс-конференции речь не шла, но не решить проблему повышения оплаты труда как важнейшей составляющей социальной защиты населения — значит потерять трудовой потенциал страны.