«…Так хорош, как трудно лучше»

У больших кораблей и маленьких суденышек судьбы не проще судеб человеческих, у каждого из них — своя судьба, своя история.
Вынесенные в заголовок слова написаны В.А. Корниловым в сообщении адмиралу М.П. Лазареву о линкоре «Двенадцать Апостолов» — одном из крупнейших парусных линейных кораблей Черноморского флота середины XIX века.120-пушечный корабль "Двенадцать Апостолов" был заложен на Николаевской верфи 4 октября (с.с.) 1838 года. Свое имя линкор получил 28 октября того же года. Строился корабль при главном командире Черноморского флота М.П. Лазареве, который способствовал введению в русском судостроении множества новшеств, перенятых у британских специалистов. Проект "Двенадцати Апостолов" составил в 1837 году начальник Николаевского корпуса корабельных инженеров полковник Д.И. Воробьев, строительными работами руководил выдающийся русский корабел С.И. Чернявский, обучавшийся в Портсмутском адмиралтействе в Англии. Все работы на "Двенадцати Апостолах" по личному указанию М.П. Лазарева выполнялись в первую очередь и безотлагательно.

В 1840 году командиром строящегося корабля был назначен Владимир Алексеевич Корнилов, тогда еще 34-летний капитан 1 ранга. 15 июня 1841 г. линейный парусный корабль "Двенадцать Апостолов" был спущен на воду, а в 1842 году начал свою первую кампанию. Численность экипажа корабля составляла около 1000 человек, в том числе 12 офицеров и 65 унтер-офицеров.

Этот линкор отличался великолепными боевыми качествами. Часто используемый эпитет "120-пушечный" означает 1-й ранг линейного корабля. Фактически число орудий на "Двенадцати Апостолах" составляло 130. Мощнейшими из них были 68-фунтовые орудия с бомбами ударного действия. Они стояли на нижних палубах и предназначались для разрушения вражеских кораблей. Профессионализм артиллеристов позволял вести из орудий огонь со скоростью 2 выстрела в минуту. Среди кораблей своего класса "Двенадцать Апостолов" был самым быстроходным, развивал скорость 12 узлов.

Несмотря на огромные размеры (длина 64,4 метра, ширина 18,1 метра), этот корабль имел совершенные обводы и изящный корпус. По изяществу отделки и совершенству пропорций "Двенадцать Апостолов" считался красивейшим кораблем своего времени. Его внутреннее убранство было роскошным, так что некоторые офицеры сравнивали его с отделкой императорских яхт. В салоне был устроен мраморный камин, в галереях висели турецкие ковры, адмиральская и капитанская каюты были украшены красным деревом, во всех офицерских каютах для очистки воздуха применялись вентиляторы. Нос корабля "Двенадцать Апостолов" был украшен двуглавым орлом с позолоченными клювом, когтями и коронами, позолоченной была и кормовая резьба.

Линейный парусный корабль "Двенадцать Апостолов" бороздил воды Черного моря, вызывая всеобщее восхищение, он привлекал к себе всех. Недаром замечательный русский художник-маринист И.К. Айвазовский, побывавший на борту корабля, изобразил его на восьми полотнах, в том числе на картине "Корабль "Двенадцать Апостолов" (1897 г.)

Когда в 1845 году Николай I проводил смотр Черноморского флота, на линкоре все лето находился 18-летний сын императора, великий князь Константин Николаевич, будущий генерал-адмирал российского флота (о нем рассказывалось в "Славе Севастополя+" 28.09.07 г.)

Адмирал М.П. Лазарев, считавший, что Морская библиотека, построенная в Севастополе в 1844 году, должна быть не только просветительным учреждением, но и учебным центром, передал в ее пользование великолепную модель линейного парусного корабля "Двенадцать Апостолов" (в 1/12 величины).

"Двенадцать Апостолов" вошел в историю Черноморского флота особой страницей: деятельность прославленных русских адмиралов была тесно связана с ним. Как указывалось выше, первым командиром корабля "Двенадцать Апостолов" был В.А. Корнилов. Он установил на судне строгую дисциплину, уровень подготовки команды также был высоким. По боевой подготовке линкор "Двенадцать Апостолов" под командованием В.А. Корнилова был ведущим кораблем Черноморского флота. Введенная Корниловым система тренировки и обучения личного состава корабля стала образцом для всего русского военного флота. В 1846-1848 гг. капитан 1 ранга В.А. Корнилов был командирован в Англию в качестве представителя Черноморского флота для наблюдения за строительством паровых кораблей для российского флота. Новым командиром корабля стал капитан-лейтенант В.А. Ергомышев, в 1849-1853 гг. кораблем командовал контр-адмирал А.И. Панфилов. В сентябре 1853 года линкор "Двенадцать Апостолов" участвовал в перевозке 13-й пехотной дивизии Севастополя на Кавказ. Вследствие перегрузок на корабле открылась течь, ремонт продлился до февраля 1854 года. Из-за этого "Двенадцать Апостолов" не смог принять участие в Синопском сражении.

По завершении ремонта корабль под командованием А.Х. Винка вошел в состав эскадры, защищавшей Севастопольский рейд. В период первой обороны города линейный парусный корабль "Двенадцать Апостолов" был уже ветераном. С него сняли часть орудий для усиления береговой артиллерии. Созданная на их основе батарея получила название "Двенадцатиапостольская". 18 декабря 1854 года по указанию вице-адмирала П.С. Нахимова на корабле "Двенадцать Апостолов" был устроен госпиталь. 6 февраля 1855 года Нахимов приказал приготовить "Двенадцать Апостолов" к затоплению, и в ночь с 13 на 14 февраля линкор был затоплен между Николаевской и Михайловской батареями. При затоплении "Двенадцати Апостолов" П.С. Нахимов не выдержал, ушел с набережной. Еще недавно на линкоре вице-адмирал держал свой флаг. Павел Степанович любил этот корабль, как детище свое любят одинокие люди. Линкор "Двенадцать Апостолов" при затоплении из-за своих больших размеров глубоко погрузился в ил, поэтому когда начались работы по расчистке фарватера, поднять корабль не удалось. Осенью 1861 года линкор был взорван.

Но парусный линейный корабль "Двенадцать Апостолов" не сгинул навсегда в водах Черного моря, а обрел вторую жизнь. Произошло это в 1973 году, когда московский моделист Л.И. Алешин заложил модель линкора "Двенадцать Апостолов" (завершена в 1978 году). Модель корабля, выполненная в масштабе 1:100, неоднократно принимала участие в различных международных конкурсах и показах моделей судов и кораблей. В настоящее время модель парусного линейного корабля "Двенадцать Апостолов" находится в экспозиционном зале Панорамы "Оборона Севастополя 1854-1855 гг".

Другие статьи этого номера