Тревожные колокола трагедии

В то январское утро 1945 года советские воины освободили концлагерь Освенцим. Горы трупов и едва передвигавшиеся ходячие скелеты, запах горелого человеческого мяса повергли их в шоковое состояние. Эта дата — 27 января — была объявлена семь лет назад Организацией Объединенных Наций Международным днем памяти жертв Холокоста.Одним из символов той страшной катастрофы, унесшей жизни шести миллионов европейских евреев, стал опечатанный товарный вагон, в котором везли обреченных на смерть людей. Такой "товарняк" можно увидеть в Иерусалиме в Национальном музее Катастрофы и героизма. На очередной встрече с активистами Ассоциации национально-культурных обществ Севастополя я показал на большом экране снимок этого вагона и поделился впечатлениями о проходившем недавно в Израиле семинаре по теме Холокоста, в котором мне довелось участвовать.

Яд-Вашем — Национальный мемориал Катастрофы и героизма в Иерусалиме — известен во всем цивилизованном мире. Его во время визитов непременно посещают президенты и короли, ученые и писатели, деятели искусств, миллионы туристов — люди разных профессий. Здесь собраны разнообразные свидетельства, посвященные одной из самых трагических страниц истории еврейского народа, — Катастрофе европейского еврейства. Только архив Яд-Вашем содержит около 62 миллионов документальных материалов и свыше 260 тысяч фотографий, тысячи аудио- и видеокассет по теме Шоа — так называют Катастрофу на иврите.

В Яд-Вашем действует Международная школа изучения Катастрофы, которая предлагает различные образовательные программы, отражающие события Шоа. Здесь недавно проходил семинар для преподавателей темы Холокоста из стран СНГ. Предъявившие творческие разработки 29 участников получили приглашение. Среди них представители 9 городов Украины: преподаватели истории университетов, колледжей, школ, активисты организаций узников гетто и концлагерей, журналисты.

Лекции известных историков (Ирит Абрамски — руководителя семинара, Зеэва Дашевского, Арона Шнеера, Михаила Сидорова) создали ощущение огромной протяженности и разнообразия еврейского мира от Атлантического до Тихого океана в тысячелетнем движении, когда временная устойчивость и надежда сменялись ураганами ненависти и страхом. Слушатели перемещались по лабиринтам истории, в которых Катастрофа-Шоа выделяется особенно трагичным звучанием метронома.

Это чувство сопровождало экскурсию в Долину общин. Наташа Сигал — заботливая попечительница группы — приводит нас на обзорную площадку. Отсюда превосходный вид на живописные холмы Иерусалима с полукружьями белых застроек. С возвышенности Долина общин образует контуры карты Европы, обозначенной каменными стенами 7-метровой высоты с высеченными на них названиями. Взгляд останавливается на знакомом слове — Sevastopol. И невольно вздрагиваешь в палящем 40-градусном зное. Возникает видение футбольного поля городского стадиона в солнечный день 12 июля 1942 года. Тогда исчезли 4200 севастопольцев — евреев и крымчаков. В Иерусалиме в Долине общин сохранилось название нашего города.

А перед глазами обрубленная железнодорожная колея с застывшим над обрывом товарным вагоном. Это вызвало чувство сопричастности к исторической судьбе народа, приближение к пониманию — что происходило на многовековом еврейском скитальческом пути. Так на протяжении недели прикасались участники семинара к теме Шоа. Лекции позволяли осмысливать новые страницы и уже очевидные факты из документов и свидетельств, многие из которых пропитаны кровью и пеплом.

Архив Яд-Вашем оснащен самыми современными технологиями и обширной информацией о Холокосте. Представьте себе, что нажатие только одной клавиши открывает перед вами тысячи документов на многих языках. Известно, как затруднен порой доступ к архивам во многих городах Украины, а в Яд-Вашем каждому исследователю с готовностью предоставляют такую возможность. В библиотеке архива теперь появились и свидетельства из Севастополя: книга "Причина смерти — расстрел. Холокост в Севастополе" и оригинал рассказа жителя города Николая Ткачука о первых днях гитлеровской оккупации.

За "круглым столом", на собеседованиях, практикумах участники семинара обменивались опытом изучения и преподавания темы Холокоста. Методические советы Ирит Абрамски — дочери узницы Вильнюсского гетто — вели к осознанию истоков Шоа и форм ее проявления.

Путь участников семинара из Иерусалима, из Яд-Вашем лежал на север страны, где вблизи города Акко расположен кибуц "Дом борцов гетто". Здесь в 1949 году выходцы из Польши и Литвы открыли первый в мире музей Катастрофы европейского еврейства, созданный самими участниками событий — узниками гетто и концлагерей, бойцами подполья, партизанами. Именно они, приехав в Израиль, приняли на себя моральное обязательство сохранять память о сопротивлении германскому фашизму. В их числе участник Варшавского восстания Ицхак Цукерман. Он создавал музей и был его первым директором до последних дней жизни. Дневники и воспоминания его жены Цивьи Любеткин теперь хранятся в архиве.

Музей — это общественная организация со своим архивом, фильмотекой, библиотекой, учебным центром. С 1995 года здесь действует и детский музей, посвященный памяти девочек и мальчиков, погибших в годы Шоа.

Основная работа — это экскурсионная деятельность. Музей посещают все старшеклассники северного Израиля. Программа экскурсий рассчитана на 4 часа. Школьники готовятся к поездке в Польшу на "Марш мира" и знакомятся с предстоящим маршрутом по бывшим концлагерям и гетто, проходят подготовительный семинар. Регулярно приезжают солдаты, офицеры, полицейские. Учебный центр принимает студентов и преподавателей гуманитарных специальностей на трехдневные семинары.

Сюда приходят и группы ветеранов — участников войны, инвалидов. На семинарах для зарубежных преподавателей представлены почти все республики бывшего СССР.

В зале памяти есть компьютеризированный архив. Здесь можно увидеть на экране уникальные документы и фотографии, которые повествуют о далеких событиях и их участниках.

Многих посетителей особенно впечатляет компьютерная карта с движущимися названиями городов, которые вспыхивают только на мгновение. Это своеобразное художественное решение. Каждый видит свое в этих мелькающих буквах, которые то исчезают, то вновь появляются в бесконечном течении жизни. Каждая буква, которая появляется на стене, останавливается на мгновение в точно определенном месте. Только тогда можно прочитать название еврейской общины. И это слово держится на стене несколько секунд, после чего буквы рассыпаются и поднимаются в небеса. За названием общины скрываются люди, а люди — это история.

В настоящее время русскоязычный отдел и его научные сотрудники Анна Копаева, Галина Сергиенко, Иосиф Маляр готовят пособия по изучению Шоа. Темой "Еврейская молодежь в борьбе против нацизма" занимается Анна Копаева. Есть в музее один зал, полностью посвященный истории Варшавского гетто: экспонаты, рассказывающие о его создании, повседневной жизни, подготовке к восстанию, сражении с немецкими войсками. Отдельная экспозиция называется "Еврейское сопротивление в период Шоа". Она выполнена в виде своеобразного маршрута, где шаг за шагом зритель открывает для себя названия городов и поселков, в которых девушки и юноши в возрасте примерно от 14 до 20 лет выходили на путь конкретных действий. Они вырывались из гетто, пробирались к партизанам. Это их призыв: "Вставайте и беритесь за оружие!" прозвучал в листовке, написанной в ночь на 1 января 1942 года подпольщиком Вильнюсского гетто 23-летним Абой Ковнером, уроженцем города Севастополя: "Не дадим гнать себя, как овец на бойню! Единственный ответ нашим врагам: сопротивление! Братья! Лучше пасть свободными бойцами, чем жить по милости убийц. Сопротивление до последней капли крови!".

Имена многих героев затерялись, сами они о себе предпочитали не говорить. В архивах музея борцов гетто собраны материалы почти по каждой европейской стране, более всего — по Украине и Белоруссии. Вот имена некоторых партизан: Роман Плакса, Миша Давидович, Иосиф Глуз, Иосиф Планштейн, Леонид Окунь.

Каждому участнику семинара вручили диплом об успешном окончании курса "История Катастрофы" с предложением представить свои проекты для дальнейшего исследования темы Холокоста. Впереди — новые поиски.

…Оживленная дискуссия с творческой интеллигенцией в анкос обращала слушателей к разным аспектам темы Холокоста и к тем последствиям, которые и сегодня не позволяют равнодушно относиться к любым посягательствам на межнациональное согласие граждан Украины.

Другие статьи этого номера