Рубрику ведет Леонид СОМОВ.
…Этот человек уже сидел в купе поезда "Симферополь — Москва", когда я стал укладывать свою спортивную сумку под одним из нижних сидений. Выглядел он лет на 45, и я по русской привычке каким-то непостижимым образом угадывать в незнакомце иностранца довольно скоро пришел к выводу, что он таким и является.
И как в воду глядел. Уже под Орлом мы разговорились, он неплохо владел русским языком, но говорил с лающим американским акцентом, а его фраза "уматывать с удочками" меня просто умилила. В то же время беспрерывное вопросительное "о`кей?" даже где-то слегка раздражало.
Он поведал удивительную историю. Оказывается, его прадед, моторист Антон Клеопин, в далекую пору русско-японской войны 1904-1905 гг. служил на крейсере "Дмитрий Донской". А родом предок был из-под Севастополя, хутор его дедов располагался неподалеку от Мартыновой балки, что на Северной стороне, рядом с заброшенными каменоломнями.
Андрей Декрайт (так звали моего нового знакомого), конечно же, не помнил своего прадеда Андрея, а вот деда своего Антона он застал в живых и от своей матери Марии Антоновны получил в наследство кожаную желтую планшетку с интереснейшими документами. Во-первых, там четко прописано рукой деда, откуда стало произрастать древо рода Клеопиных, т.е. с крымской земли. Во-вторых, там хранился дневник дедушки Антона Андреевича, описывавшего, как он искал золото в окрестностях оз. Верхнего (г. Дулут в США, где и поныне обитают Клеопины-Декрайты). А в-третьих (и это, мне кажется, самое главное), прадед оставил на трех синих плотных листочках короткий рассказ, как он воевал в русско-японскую войну и как пролег его путь в далекую Америку.
Крейсер "Дмитрий Донской" в самом начале Цусимского сражения, пишет прадед Андрея, охранял транспортные суда. И до того момента, пока корабль не попал под обстрел нескольких японских миноносцев, с некоторых из этих судов их капитаны срочно сгружали на "Дмитрия Донского" наиболее ценные грузы. "Я лично с кочегаром Митрохой Вольским перенес по сходням на наш крейсер длинные ящики с золотыми слитками числом не менее двадцати, — пишет прадед Андрея. — Командиры находились рядом, они очень нас торопили…"
Как известно из исторических источников, возле острова Дажелет "Дмитрий Донской" пошел ко дну, в его борту оказалось свыше десятка пробоин от вражеских снарядов. Команда вся спаслась. А прадед Андрея проделал сложный путь эмигранта в Америку с Японского моря на военном корабле Франции, принявшем на борт часть российских моряков с "Дмитрия Донского".
— Вся соль в том, — сказал мне мой попутчик, — что несколько лет назад в американской прессе появилось сообщение о том, что у японского острова Уллындо (по-русски Дажелет. — Ред.) был обнаружен затонувший корабль. И пошли споры насчет русского золота. Но я-то теперь точно знаю, что оно там лежит…
— Так заявил бы где надо! — простодушно заметил я.
Андрей загадочно улыбнулся, и я понял, что он намерен что-то предпринимать. Потом разговор у нас зашел о красотах Крыма, о личных впечатлениях Андрея от Севастополя, куда он как турист приезжает уже второй раз… Кстати, он очень возгордился, когда узнал в этом своем последнем вояже, что одна из балок Севастополя названа именем его далекого предка…
Я, как патриот Севастополя, вообще-то посетовал на то, что Андрей не зашел в наши музеи, не представился. На что он резонно ответил, что старинные документы вывозить из Штатов без особого разрешения нельзя, а здесь, у нас, он всего-навсего турист с ничего не говорящей фамилией Декрайт. И прав ведь…
А. БЕССТУЖЕВ, житель Гагаринского района.
ОТ РЕДАКЦИИ. Не правда ли, любопытный рассказ? В нашем архиве есть ссылка на публикацию в "Новой интересной газете" о том, что восточнее острова Дажелет обнаружено затонувшее российское судно с русским якорем начала ХХ века. Некоторые гоношистые газетки Южной Кореи поспешили даже оценить затопленный золотой запас в 125 млрд долларов США. Однако, судя по рассказу прадеда Андрея Декрайта, золота там, если в ящиках лежали слитки, на несколько порядков меньше. Но все равно интересно, не так ли?