Для дальнейшего развития малого предпринимательства необходимо усовершенствовать действующую упрощенную систему налогообложения (проект Налогового кодекса)

Развитие малого предпринимательства оказывает содействие созданию условий для положительных структурных изменений в экономике Украины. Поддерживая малый и средний бизнес, государство стимулирует деятельность отечественных производителей. Кроме того, развитие малого бизнеса формирует условия для обеспечения занятости населения страны, оказывает содействие созданию новых рабочих мест и решению вопроса безработицы.На сегодня налогообложение субъектов малого предпринимательства регулирует Указ Президента Украины "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства", который стал первым правовым шагом в реализации государственной политики относительно поддержки малого бизнеса.

Вместе с тем действующая упрощенная система кроме положительных факторов имеет и отрицательные, которые нуждаются в законодательном урегулировании.

Предложенная редакция проекта Налогового кодекса предусматривает комплексное реформирование действующей упрощенной системы налогообложения. Для отдельных видов хозяйственной деятельности (высокорентабельных, доходы от которых являются пассивными, или таких, которые по своей сути не нуждаются в государственной поддержке в виде уплаты единого налога) ограничивается сфера применения упрощенной системы налогообложения.

Предполагается также включение в объект налогообложения единым налогом для юридических лиц всех доходов, полученных налогоплательщиком за отчетный (налоговый) период, а не только выручки от реализации продукции. Следует отметить, что действующая редакция приводит к неоднозначному толкованию понятия "выручка от реализации" в рамках указа.

Другим принципиальным отличием разработанного проекта является изменение перечня налогов и сборов, которые входят в состав единого налога. В частности, с целью рационального использования природных ресурсов и социального обеспечения плательщиков, работающих по упрощенной системе налогообложения, из перечня единого налога исключены ресурсные платежи и взносы в государственные целевые фонды. В связи с этим вдвое уменьшены ставки единого налога для юридических лиц (с 6 до 3% и с 10 до 5%).

Для физических лиц сохранены действующие сегодня ставки от 20 до 200 гривен. Однако предусмотрено снижение расходов на оплату за нанятого работника с 50% ставки до 20%, то есть со 100 до 40 гривен.

Нововведением является установление финансовой ответственности по единому налогу. Речь идет о налогообложении сумм превышения предельного годового объема дохода. Для юридических лиц при превышении 1 млн гривен — по двойной ставке единого налога. Для физических лиц при превышении 500 тыс. грн — по ставке 15%.

Указанные изменения позволят усовершенствовать действующую упрощенную систему и будут способствовать дальнейшему развитию субъектов малого предпринимательства.

Другие статьи этого номера