Судоремонт — на подъёме!

Позитивная динамика развития мировой экономики, стабильный рост украинской экономики способствуют развитию судоремонта и судостроения. Отрасль, оправившись от потрясений 90-х годов, находится на этапе динамичного развития. Перспективы украинских корабелов вырисовываются очень чётко: есть платежеспособный спрос, технология, мощности, ресурсы. ОАО «Морской индустриальный комплекс» — одно из таких предприятий, которое ведет модернизацию и наращивает объёмы производства. На вопросы о развитии судоремонта в Севастополе отвечает генеральный директор компании Сергей Валентинович ПОСОХОВ.- Чем живёт судоремонт сегодня?

— Сегодня судоремонт в Украине, и в Севастополе в частности, находится как никогда на подъёме. Есть несколько факторов, определяющих этот позитивный тренд. На макроуровне — это рост мировой экономики в последние годы, экономики, в которой морской транспорт, порты, морские терминалы занимают ключевое место. В результате этого за последние 10 лет в мире был введен в строй новый балкерный флот водоизмещением около 1000 миллионов тонн. Но и этого флота на сегодня недостаточно. Судоверфи заполнены заказами на строительство новых судов на несколько лет вперед. Услуги судоремонта востребованы как никогда, и это характерно для верфей по всему миру. Эти тенденции неизбежно отразились и на фрахтовых ставках, и на потребности в эксплуатации неновых судов, и все это в условиях ужесточающихся требований к безопасности мореплавания.

— В связи с этим какие приоритеты у вашего предприятия?

— Сейчас мы в первую очередь стремимся эффективно использовать открывшееся "окно возможности" — максимально загрузить наши мощности, расширить клиентскую базу заказчиков и осуществить необходимую модернизацию.

— Есть ли особенности судоремонта в Украине?

— Конечно, существует географическая специфика отрасли: судоремонт в Индии, Греции или Германии значительно отличается друг от друга, и Украина тоже не исключение. Отечественный судоремонт — это высокие энергозатраты и недостаточная автоматизация процессов, которая компенсируется высокой квалификацией персонала.

— А какое еще из крупных отечественных предприятий работает в сфере судоремонта?

— На сегодня в Украине всего три сухих дока, которые могут обслуживать крупнотоннажные суда. Это завод "Залив" в Керчи, "Дамен Шипярдс Оушн" в Николаеве и Морской индустриальный комплекс (МИК) в Севастополе. Но, по сути, и "Залив", и "Оушн" ориентированы больше на судостроение. И если "Залив" ещё сохраняет судоремонт, то "Оушн" занимается исключительно судостроением.

— В чем, по-вашему, уникальность МИКа?

— Мы специализируемся только на судоремонте. Наш ключевой актив — это док, он действительно уникален. Его размеры и глубины акватории в незамерзающей бухте позволяют нам принимать суда класса Panamax водоизмещением до 65 тыс. тонн. А это не шутка — суда длиной до 290 метров и шириной до 36 метров. В этом отношении конкурентов в Севастополе нам нет, мы делаем практически все виды работ — от стандартных корпусных до уникальных работ ювелирной точности.

— Какие работы являются особенно сложными при ремонте судов?

— В принципе ремонт любого судна — это непростое дело. Каждый — уникален. К особо сложным работам можно отнести ремонт винторулевого комплекса, замену подшипников и осей кормовой аппарели, ремонт донно-бортовой арматуры. Не так давно мы выполнили уникальные по сложности и точности работы — ремонт деформированных лопастей гребного винта весом около 5 тонн. Мы сперва нарастили бронзовой наплавкой лопасти, затем восстановили геометрию, а при этом требуются математическая точность и высочайшая квалификация персонала. На заключительном этапе была произведена термообработка винта для снятия сварочных напряжений. Очень сложное дело.

— Как отработал МИК в 2007 году?

— В прошлом году мы приложили все силы, чтобы в первую очередь сохранить людей, специалистов, без которых все планы остаются лишь на бумаге. А сейчас стремимся создать цивилизованные условия для работы, платить достойную зарплату, годовую премию. В прошлом, 2007 году объём производства составил 38 млн грн. Отчисления в бюджет выросли по сравнению с 2006 годом на 37% и составили 8,5 млн грн. На этот год мы планируем 48 млн грн реализации, а это свыше 20% роста за год. Мы также стремимся за счет операционной эффективности существенно повысить рентабельность.

— А как на предприятии с заработной платой?

— Что касается зарплаты, то могу сказать, что с момента создания предприятия задолженности по ней мы никогда не имели. Размер средней зарплаты вырос по сравнению с 2006 годом на 16% и составил 2067 грн. По итогам прошлого года лучшие работники были отмечены грамотами, премиями и ценными подарками. На нашем предприятии все сотрудники обеспечены полноценным обедом, компенсируем при этом большую часть стоимости, оплачиваем детский сад, все имеют качественную, современную спецодежду. Производится доставка всех сотрудников на работу и с работы за счет компании.

— Какие еще социальные проекты реализуются на МИК?

— Мы стремимся создавать благоприятные условия для работников нашего предприятия. Так, в прошлом году отремонтировали санитарно-бытовые помещения механического цеха. В настоящий момент проводим капитальный ремонт административного корпуса с реконструкцией систем отопления и горячего водоснабжения. Теперь эти системы будут работать от современной автоматической газовой котельной. Одно из административных зданий мы планируем переоборудовать в современное общежитие, чтобы привлечь рабочие кадры из пригородной зоны Севастополя.

— Что вы предпринимаете в области промышленной безопасности?

— На примере работы лучших предприятий в области охраны труда и промышленной безопасности мы разработали и внедрили программу обучения, аттестации и мониторинга соблюдения требований охраны труда. Мы также планируем реконструкцию тех систем дока, которые на сегодня близки к тому, что могут выйти из строя, требуют замены или ремонта: это системы сжатого воздуха и пожаротушения и балластировки ремонтируемых судов. Кроме того, в этом году будут произведены комплексное обследование и паспортизация дока.

— МИК занимается модернизацией?

— Никакой рост невозможен без капиталовложений, и поэтому мы сформировали инвестиционную программу развития. Согласно этой программе, на сегодняшний день у нас есть несколько приоритетных проектов на сумму более 6 млн грн. По одному из них в январе закупили комплект рештования (сборные леса для дока) — МИК полностью закрыл свои потребности в этом виде оборудования, что позволяет существенно сократить сроки ремонта судов. По нашему заказу было изготовлено и установлено акустическое рыбозащитное устройство, применение которого исключает гибель морской фауны при проведении доковых операций. По другому проекту мы выводим из эксплуатации старое, энергоемкое очистное и окрасочное оборудование и взамен приобретаем современное оборудование для малярных работ.

Мы уверены, что нынешние и будущие инвестиции в модернизацию производства принесут позитивный результат и позволят Морскому индустриальному комплексу выйти на новый уровень судоремонта в Черноморском регионе, будут способствовать росту Севастополя в качестве крупного морского промышленного центра.

— Как вы считаете, есть ли в Севастополе для судоремонта, судостроения, промышленности долгосрочная перспектива на будущее?

— Я убежден, что для Севастополя не просто важно, а жизненно необходимо использовать тот уникальный научный, кадровый, промышленный потенциал, который создавался поколениями севастопольцев. Мы долго разбрасывали камни, пришла пора их собирать. Необходимо развивать индустрию для динамичного развития города и создания прочного фундамента экономического роста. Иначе мы превратим Севастополь в город швейцаров и официантов. Сегодня на предприятиях есть загрузка, основные фонды, технология, финансирование, хорошо оплачиваемые рабочие места — все, что нужно для дальнейшего экономического подъ-ема города и региона. Потенциал поистине огромный. Промышленные предприятия Севастополя и сейчас, и в перспективе в состоянии значительно увеличить объемы производства, а значит, и количество рабочих мест, и наполнение городского бюджета.

Другие статьи этого номера