Александр ТРАХАЧЕВ: «Одновременно с ориентацией налоговой службы на партнерские отношения с плательщиками, я думаю, мы вправе рассчитывать и на ответные стремления налаживания конструктивного диалога, в том числе добросовестную уплату бюджетных сборов»

Стремительные перемены в политической жизни страны будоражат сознание граждан. Однако, увлекшись новыми планами и программами, пожалуй, временами стоит «смотреть под ноги» и не забывать о текущих заботах. Ведь, как известно, все большие свершения в политической, экономической и социальной жизни предполагают не взмах волшебной палочки, а каждодневную будничную работу многих и многих людей. О буднях налоговой службы рассказал председатель ГНА в Севастополе Александр Трахачев — глава государственного ведомства, от работы которого непосредственно зависит наполнение бюджета, а значит, и своевременное финансирование социальных программ, призванных поднять жизненный уровень граждан.- Александр Сергеевич, сегодня, пожалуй, уже можно говорить об окончательных итогах прошлого года. Каким он был для севастопольской налоговой службы?

— Прошедший год был не совсем гладким для нашего ведомства. Некоторые крупные плательщики значительно сократили отчисления в бюджет. И это в то время, когда правительство инициировало ряд социальных программ, которые, безусловно, нуждались в соответствующем финансировании. Работники налоговой службы вынуждены были решать весьма непростые задачи. По-прежнему им нередко приходится иметь дело с так называемыми минимизаторами — предприятиями, уплачивающими налоговые обязательства не в полном объеме.

В целом же наш регион выполнил планы Министерства финансов Украины относительно поступлений в бюджеты всех уровней. За 2007 год налогоплательщики Севастополя внесли в сводный бюджет 814,3 млн грн. При этом общий фонд государственного бюджета силами города-героя пополнился на 368,6 млн грн. Это 103% от назначений Минфина Украины. В местный бюджет фактически поступило 445,7 млн грн. Задания, доведенные финансовыми органами городской и районных администраций Севастополя, исполнены налоговиками на 105%. По сравнению с 2006 годом сборы в местный бюджет возросли на 132,7 млн грн — на 42%. Эти данные красноречиво свидетельствуют о том, что с каждым годом налоговая служба Севастополя значительно увеличивает бюджетные сборы во многом благодаря активному экономическому развитию региона.

— Какие перспективы у налоговой службы Севастополя в новом году?

— Безусловно, прежде всего адекватное наполнение казны. На сегодняшний день налоговая служба Украины находится на пути реформирования. Ее модернизация предполагает множество направлений, одно из важнейших — налаживание конструктивных партнерских отношений с плательщиками бюджетных сборов. В ГНА Украины была разработана программа действий по формированию качественно новых отношений между Государственной налоговой службой Украины и плательщиками налогов, общественностью и средствами массовой информации "Профессиональность. Порядочность. Ответственность". Этот документ утвержден главой налоговой службы нашей страны Сергеем Буряком. Программа предполагает ряд мероприятий, в том числе: проведение открытой информационной политики; распространение идеологии партнерских отношений между органами налоговой службы и плательщиками бюджетных сборов; повышение уровня их обслуживания по принципу отношения к ним как к клиентам; налаживание эффективных механизмов партнерства органов ГНС с общественными институциями; обеспечение участия общественности в формировании и реализации бюджетной политики; проведение открытой, прозрачной и понятной для общества налоговой политики, а также обеспечение эффективной деятельности органов ГНС, направленной на повышение налоговой культуры населения; создание соответствующих условий для практической реализации конституционных прав граждан на обращения; обеспечение их своевременного и качественного рассмотрения ОГНС. Как видно, эти аспекты представляют собой концептуальные направления работы.

ГНА в Севастополе разработала собственный план действий, соответствующий данной программе и общей стратегии модернизации налоговой службы. Ведь о налаживании партнерских отношений с плательщиками бюджетных сборов речь идет достаточно давно. Но, как говорится, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Органы государственной налоговой службы проводят очень активную и продуктивную работу в этом направлении. Тем не менее еще предстоит сделать очень многое. Впрочем, одновременно с ориентацией налоговой службы на партнерские отношения с плательщиками, повышение их комфорта в работе, я думаю, мы вправе рассчитывать и на ответные стремления налаживания конструктивного диалога и поддержку государственных инициатив, в том числе добросовестную уплату бюджетных сборов.

— На поддержку каких государственных инициатив рассчитывает налоговая служба?

— Возьмем, к примеру, программу подачи налоговой отчетности в электронном виде. В СМИ, на бесплатных тренингах и семинарах неоднократно шла речь о преимуществе использования компьютерных технологий при обмене отчетности с налоговой службой. Впрочем, для любого человека, который имеет дело, скажем, с электронной почтой, едва ли нужны долгие убеждения, что она во многом удобнее привычного способа передачи конвертов. Программа подачи налоговой отчетности в электронном виде достаточно популярна. На сегодняшний день техническое оснащение подавляющего большинства предприятий позволяет беспрепятственно переходить на электронный документооборот. Любопытно, что многие субъекты малого и среднего бизнеса это активно и делают. А вот некоторые предприятия — плательщики НДС, на которых, в первую очередь, и рассчитана эта программа, не торопятся сдавать реестры налоговых накладных в электронном виде. Почему? Ведь, казалось бы, таким образом они получают массу преимуществ: от экономии времени бухгалтера до оперативного проведения камеральных проверок и, следовательно, более скорого и точного возмещения НДС из бюджета. Ан нет. Не хотят, похоже, некоторые предприятия строить прозрачные отношения с налоговой службой. Электронный документ действительно очень привлекателен для них. Но только в том случае, если их работа проходит в рамках действующего налогового законодательства, если они честны перед бюджетом. А если у предприятия есть что скрывать, то, конечно, оно не станет торопиться поддерживать такого рода инициативы.

— Со стратегиями и концепциями все ясно. Скажите, пожалуйста, а в данный момент что является наиболее актуальным для работы налоговой службы города?

— В Севастополе, впрочем, как и в других регионах Украины, сейчас началась кампания декларирования доходов граждан. Однако для нашего города, думаю, ее эффективное проведение более значимо, чем, скажем, для каких-то других областей. Севастополь — приморский город. Значительная часть населения трудится на морских судах торгового и рыболовецкого флота. Известно, что работа "моряков", как их принято называть, хорошо оплачивается. Тем не менее часто они получают нелегальную заработную плату, уклоняясь от налогообложения. Хочу заметить, налог с доходов физических лиц, который взимается с граждан при начислении заработной платы, является одной из основных доходных частей местного бюджета. Иными словами, именно эти деньги идут на благоустройство Севастополя, выплату заработной платы местным учителям и врачам, финансирование школ, детских садов и больниц, а также на выполнение всех прочих социальных программ в нашем городе. Таким образом, уклонение от налогообложения — это признак пренебрежения к жизни Севастополя. Ведь сами по себе улицы не станут чище, город красивее, зарплаты выше и жизнь краше. Все это требует денег и труда. Впрочем, кампания декларирования призвана привлечь к ответственности перед городом и бюджетом не только моряков, но и многих других граждан. Например, арендодателей. Приморский город дает возможность развиваться многим туристическим сферам услуг. Ни для кого не является секретом популярность в нашем городе сдачи жилья внаем, особенно летом, когда основными клиентами арендодателей являются приезжие. Доход, полученный таким образом, также подлежит декларированию и налогообложению. Увы, многие об этом забывают. Декларирование доходов и соответствующая уплата налогов — законодательно вмененная гражданам обязанность. Поэтому налоговая служба надеется на сознательность и ответственность горожан.

— Иными словами, не только предприятия, но и граждане не всегда выполняют свои гражданские обязанности, уклоняясь от налогообложения. Ну а есть ли данные, сколько в Севастополе честных людей, не скрывающих своих доходов?

— Разумеется. И радует, что с каждым годом их все больше и больше. К примеру, в 2007 году в органы налоговой службы города представили декларации 3562 гражданина. И это на 616 деклараций больше, чем в 2006 году. По представленным декларациям в местный бюджет перечислено 9 млн 146 тыс. грн. В 2008 году налоговая служба рассчитывает на еще больший приток севастопольцев. Скажем, уже за январь в районные инспекции представлено 453 декларации. И это при том, что за первый месяц прошлого года активность населения была почти в три раза ниже. Так что порядочных людей год от года становится все больше. И это вселяет оптимизм.

— Спасибо за беседу.

Другие статьи этого номера