Для истинно верующих не бывает бывших храмов

Для них, в каком бы состоянии храм ни находился и в каком бы качестве ниспровергателями веры ни использовался, — храм свят и предназначен только для общения с Богом.В доказательство приведем примеры не из "жития святых", а из реальной жизни. Известный краевед из Фороса Петр Фирсов описывает такой случай. В 60-е годы прошлого века руководитель советского государства Н.С. Хрущев пригласил высокого гостя шаха Ирана пообедать у поверженной тогда и превращенной в ресторан Форосской церкви. Шах Ирана, посмотрев на храм, категорически отказался от обеда, так как для него это было кощунство. А руководитель нашего клуба юных краеведов у пещерного храма Иоанна Предтечи рассказал и такой случай.

Когда в ноябре 2003 года в Севастополь прибыли послы Папы Римского во главе с архиепископом Николаем Этеровичем, то попросили доставить их к небольшому полуразвалившемуся гроту с родником у села Оборонного, некогда пещерному храму Иоанна Предтечи. Там они долго и усердно молились, а сопровождавшие их представители Севастополя в сторонке краснели за состояние на тот момент позабытого, позаброшенного святого места.

В самом Севастополе наблюдаем, как буквально из небытия верующие возродили пещерные храмы Климентовского и Георгиевского монастырей, ряд наземных подвижнически реставрировали и даже построили и освятили новые.

С детства и, конечно же, в школе в наши умы и души вкладывают осознание того, что истинная вера, независимо от конфессии, достойна уважения и почитания как культура и среди людей, живущих по светским общечеловеческим принципам морали и нравственности. Но иногда видишь такое, что становится страшно: не слишком ли много среди нас людей, у которых ни веры, ни светской культуры?

Тропа с Максимовой дачи, идущая по дну Хомутовой балки, уткнувшись в Сарандинакину балку, по ее косогору круто взмывает вверх. Чем выше поднимаемся по тропе, тем величественнее открывающаяся взору ландшафтная панорама. Здесь обитали херсонеситы на протяжении всей своей двухтысячелетней истории: благостная земля, а главное, вдоволь родниковых вод.

Окончание подъема, помимо гаражей, венчает огромный грот, заваленный мусором. Мусорниками в окрестностях Севастополя, причем в самых неподходящих местах, нас не удивишь, особенно когда много ходишь и много видишь. Но каково было удивление, когда руководитель обратил наше внимание на то, что завален мусором вовсе не грот, а рукотворный пещерный храм. Причем подобному надругательству подвергнут не только ценный археологический памятник, обозначенный знаком, но и самый большой пещерный трехнефный храм средневекового Херсонеса, который предположительно относился к мужскому монастырю, удостоенному звания лавры.

Узнали мы и о том, что православные христиане неоднократно очищали храм от мусорной свалки, устанавливали в нем иконку. Однако владельцы близлежащих гаражей и дач вновь и вновь сбрасывали и сбрасывают по сегодняшний день в храм мусор. Чего тут только нет…

Владельцам гаражей несложно избавиться от хлама, не оскверняя храм, не оскорбляя верующих, не унижая себя. В трехстах метрах от гаражей расположены мусорные баки. Неужели взрослый разумный человек способен ради своего чистого гаража на подобное кощунство? Может, не ведают, что творят?

Да, это древний полуразрушенный храм. Но размеры его трех объемных нефов и площади перед храмом свидетельствуют о его былом величии…

Здесь люди обращались к Богу и в радости, и в горе, с верой в будущее. Значит, молились и за нас.

Нельзя к храму идти с мусором, не по-человечески это. И не только с мусором. Мы знаем, что кинотеатр "Дружба" перестроен из римско-католического костела. Пусть кинотеатр, но католиками он воспринимается и всегда будет восприниматься как храм.

Нам стыдно, что самое святое место для верующих в этом храме, алтарная часть, приспособлено под общественный туалет.

Не знаем, как такое могло случиться, но если бы мы были отцами города, то, не раздумывая, избавили бы Севастополь и севастопольцев от подобного позора.

Другие статьи этого номера