Перефразировать известную цитату из сказки пришло желание после прочтения (или просмотра на телеэкране?) очередного «ответа Чемберлену». То ли депутаты «клеймили» руководство горгосадминистрации, то ли первые лица СГГА уличали народных избранников в некомпетентности и перевирании фактов — уже и не припомнить. Тем более что «ответов» в последние месяцы севастопольские СМИ опубликовали столько, что читатель/телезритель с ходу и не ответит на вопрос: «А кто, собственно, первый начал: городская администрация или депутаты?»Да и суть событий не в том, кто был инициатором нынешнего противостояния двух ветвей городской власти. Каждый из севастопольцев хорошо помнит, что трогательное единство в делах и мыслях городских руководителей — флотских, партийных, советских и исполкомовских — завершилось синхронно с прекращением функционирования СССР и КПСС как "направляющей и руководящей силы советского общества". Иван Ермаков, первый севастопольский градоначальник, назначенный не Москвой, а Киевом, только за то, что приказал поднять над зданием тогдашнего исполкома государственный флаг Украины, получил в ответ:
а) от "благодарных" горожан — ругательные надписи на стенах домов, стрельбу по окнам собственной квартиры и рабочего кабинета;
б) от тогдашних депутатов — особый флаг, который до сих пор развевается над зданием Севастопольского горсовета.
Особого взаимопонимания представителю Президента Украины с депутатами и в других вопросах тоже не удалось достичь. Но в те времена неудержимое и безграничное "вынесение сора из избы" еще не считалось однозначной добродетелью, а потому в СМИ трения не афишировали, что, конечно же, не означает, что этих самых трений не было. Как были они и при руководстве городом Кучером, Пархоменко, Семеновым, Борисовым, Жунько…
К слову заметим, что названные персоны принадлежали к различным политическим силам: кто стойко придерживался коммунистической идеологии, кто позиционировал себя как "народный демократ" (а какие еще бывают демократы?), а кто долго руководил местной ячейкой партии, возглавляемой Тигипко. Завидное постоянство!
Кому-то казалось, что подружиться градоначальникам и их окружению мешает не что иное, как многолетнее проживание в городе и, как следствие, обрастание связями, родственниками, кумовьями, друзьями, а также пересечение бизнес-интересов, отягощенных интересами все тех же родственников, кумовьев, друзей.
Не в меру политизированные жители объясняли конфликты "кознями Москвы/Киева". Иногда доходило даже до аргументов типа: "А фамилия-то какая, посмотри!" От всех этих аргументов камня на камне не оставило время, когда в город был назначен:
а) не севастополец, но в то же время и не чужак с "неправильным мировоззрением и неприемлемыми ценностями", а почти что свой — крымский;
б) обладатель генеральских погон, что в военно-морском городе всегда заносили в графу "Несомненные достоинства";
в) обладатель фамилии, которая никакой критике по определению не могла быть подвергнута сторонниками "чистокровности".
Насколько "крепко дружили" госадминистрация и горсовет во главе с Борисовым — свежо в памяти, потому подробно рассказывать, пожалуй, нет необходимости. Ноу-хау в том противостоянии можно назвать только одно: неприязнь, в отличие от предыдущих времен (когда ветви власти спорили в "подковерном" режиме), была обнародована не только во взаимных перепалках на сессиях горсовета, но даже в газетных и телевизионных выступлениях руководителей.
Новый депутатский корпус и свеженазначенные практически параллельно с его избранием Куницын и его команда всем дали надежду на прекращение противостояния: СГГА и совет подписали документ, который обе стороны называли не иначе как "малой конституцией Севастополя".
Но "недолго музыка играла"… Так многообещающе начинавшаяся новая эра во взаимоотношениях ветвей городского управления вскоре все вернула в привычную колею. Пожалуй, запомнился только один пример полного взаимопонимания и сотрудничества власти исполнительной с властью представительной: вскоре после выборов депутаты, практически поголовно перед этим обещавшие "ни за что не допустить ухудшения жизни севастопольцев", дружно вняли аргументам чиновников из здания напротив и "благословили" оптимизацию тарифов на услуги ЖКХ. Попросту говоря, проголосовали за повышение цен на воду, канализование и тепло.
После чего между двумя монументальными зданиями в самом начале улицы Ленина опять пробежала черная кошка. Результаты ее прогулок в последние несколько месяцев можно чуть ли не ежедневно наблюдать и в городских газетах, и в передачах севастопольских телеканалов. Пересказывать общедоступное и потому общеизвестное вряд ли стоит. Теперь, когда мы ознакомились с "кратким курсом" новейшей истории сосуществования властей в Севастополе, пора, пожалуй, попытаться сделать некоторые выводы. Для чего зададимся вопросом: а в чем, собственно, причины именно такого развития событий на нашей территории на протяжении всех лет независимости Украины? В чем корни перманентных противостояний?
Очевидно, что ни фамилии, ни партийная принадлежность, ни место проживания и делания карьеры решающей роли в налаживании результативного диалога между городскими депутатами и городскими же (если Куницын и привез с собой нескольких замов, то Иванов обходился теми кадрами, которые достались ему в наследство от Жунько) чиновниками не играют.
Часто сетуют на то, что не принят закон о статусе Севастополя. Потому, дескать, и возникают разбирательства на тему: "Кто в доме главнее?!" Вот если бы Президент доверился севастопольцам и решился подписать документ, в котором четко было бы расписано, кто и за что отвечает и с кого за что будут спрашивать, то ситуация сразу бы изменилась в лучшую сторону.
Возражение первое — эмоциональное: ой ли?!
Возражение второе — рациональное: как раз для восполнения пробела в специальном севастопольском законодательстве Куницын и Саратов разработали и подписали соглашение о мирном и результативном сотрудничестве своих структур. И что в итоге? Где повседневная согласованная напряженная работа обоих коллективов на благо севастопольцев?
Ученые выяснили, что около семидесяти процентов конфликтов — от ссор в семье до вооруженных столкновений государств — происходят в результате различного понимания партнерами одних и тех же ситуаций, терминов, понятий, слов, высказываний и т.д.
На выборах двухгодичной давности в один из районных советов баллотировалась особа, которая соответствующей комиссии в подтверждение своего образования смогла представить… табель за четвертый класс средней школы.
Молодой, но, судя по всему, весьма перспективный депутат горсовета так объяснял причину своей любви к Севастополю: "Именно в нашем городе в 911 году князь Владимир крестил Русь".
Для решения насущных вопросов своего района депутаты собираются, как правило, один раз в месяц (закон требует не реже одного раза в квартал). Сессии продолжаются от силы три-четыре часа. Городские депутаты заседают день-два каждый месяц. Счет рассматриваемых вопросов (и в городе, и в районе) идет на десятки. А широта охвата впечатлит любого: на одной и той же сессии могут размышлять, как получше сверстать бюджет, параллельно решая, сколько лампочек будет достаточно для освещения подъездов в доме N X по ул. Y. Для тех, кто не в курсе: депутаты (кроме тех, кто избран в Верховную Раду, а также председателей советов и их заместители) работают на общественных началах, т.е. денег за это не получают. В то время когда чиновники деньги получают как раз за свою работу. Т.е. за то, что решают строго назначенные им к исполнению проблемы: управление ЖКХ, например, никогда не возьмется решать, как своевременно выплатить пенсии, — для этого есть соответствующая структура. Изо дня в день, из года в год занимаясь одним и тем же, немудрено чиновнику и выучить свой вопрос, т.е. разбираться в нем профессионально. Кроме того, даже самую низшую чиновничью должность может занять только тот, кто покажет диплом о высшем образовании. Стать чиновником, имея дипломом техникума или ПТУ, а тем более только табель за четвертый класс школы, даже теоретически нет ни одного шанса. Теперь вспомним о том, что семьдесят процентов всех конфликтов…
Понятия "жизненный опыт" и "менталитет" трудно поддаются исчерпывающему и однозначному определению, что не мешает им играть свою роль в поведении и деятельности каждого отдельно взятого человека. Однозначно можно утверждать только то, что у каждого опыт свой. Правда, у некоторых групп людей он имеет родственные черты. Севастополь, на протяжении десятилетий функционировавший как военно-морская база, несомненно, выработал у его жителей свой, достаточно специфический, жизненный опыт. В том числе и у руководителей. Специальный пропускной режим, финансирование напрямую из "центра", приоритет оборонительной функции над всем остальным, высокий удельный вес военных пенсионеров, степенный и размеренный темп жизни приморского города с особым статусом — все это и еще много чего годами определяло и выковывало особый севастопольский взгляд на способ протекания жизни и мысли.
"Пришли другие времена — пришли другие имена". И те, и другие — со своим жизненным опытом, со своим пониманием алгоритма решения задач. На примере работы тех, кого и сам председатель горадминистрации, и севастопольцы называют "командой Куницына", это стало весьма отчетливо заметно. Их опыт, манера решения задач, в конце концов их темп работы показались для города, мягко говоря, несколько непривычными.
Многолетний долгострой — памятник Матросу и Солдату на мысе Хрустальном — взяли да и закончили ударными темпами. Для некоторых нынешних городских депутатов, а в недавнем прошлом — наших руководителей первого эшелона этот факт стал как пощечина: оказывается, можно было при желании сделать все быстро и качественно.
Дальше — больше. Реконструкция Приморского бульвара. Глядишь, действительно управятся к празднованию юбилея. Да и Графскую, судя по всему, приведут в надлежащее состояние. А если еще в самом деле начнут строить тоннель от улицы Пожарова к центру города — и вовсе станут авторитетными среди почти ста тысяч севастопольских водителей.
Установка памятника Пушкину перед Дворцом детского и юношеского творчества; то ли реконструкция Матросского бульвара, то ли строительство в его окрестностях гостиницы; возведение на месте бывшей "Ивушки" чего-то офисно-торгово-гостинично-развлекательного…
В "черный список" конфликтогенных территорий и объектов городские власти, пожалуй, не перестанут и в будущем добавлять пункты. Так что в ближайшее время не стоит ждать, что в заголовке можно будет правильно поставить запятую. И это не пессимистический взгляд на реальную ситуацию. Скорее, реалистический. Хотя, признаться, для осторожного оптимизма основания вырисовываются: вы заметили, что реконструкцию памятника на мысе Хрустальном как аргумент в спорах уже никто не использует? А то, что тема Приморского бульвара мало-помалу перестает быть козырной картой в обвинениях? Можно поспорить, что в скором времени также на нет сойдут и волнения по поводу Матросского бульвара. Так что "черный список" будет добавлять новые пункты, параллельно теряя некоторые. Те, напротив которых будет стоять отметка "Выполнено".