Прокурорский надзор: инструмент давления или способ защиты?

В последнее время высказывается мнение о необходимости реформирования органов прокуратуры, в частности отмены функции так называемого общего надзора с последующим отнесением к исполнительной власти. Возникновение подобных идей свидетельствует о неверном понимании роли прокуратуры в обществе. Такую точку зрения высказал на пресс-конференции по итогам работы в 2007 году прокурор Севастополя Владимир ДЕРЕЗА.Поставив перед собой задачу разъяснить собравшимся журналистам, что же сегодня представляет собой эта функция и как в целом реализует прокуратура правозащитные задачи, лежащие в основе ее деятельности, он остановился подробнее на результатах работы по трем направлениям: надзору за соблюдением прав и свобод человека и интересов государства, представительству интересов граждан и государства в судах, а также по защите прав детей.

Сейчас в Украине не существует понятия "общий надзор". Оно использовалось с 20-х годов XX века и подразумевало высший надзор за соблюдением и применением законов. После внесения в 2004 году изменений в Конституцию на прокуратуру возложена другая функция — надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, соблюдением законов по этим вопросам органами исполнительной власти, местного самоуправления и их должностными лицами.

Отсутствие должного государственного и ведомственного контроля предопределяет необходимость существования независимого органа защиты государственных и общественных интересов. В Украине в этой роли выступает прокуратура. Она является автономной структурой, которая не входит и не подчиняется ни одной из ветвей власти, что позволяет прокурору принимать объективные решения. Например, в 2007 году в Севастополе относительно работников контролирующих органов, которые сами обязаны обеспечивать соблюдение законности, возбуждено 3 уголовных дела. По документам реагирования 20 должностных лиц этих органов привлечены к ответственности.

Прокуратура стоит на страже личной неприкосновенности человека, свободы слова, вероисповедания, права на труд, социальную защиту, жилье, здравоохранение, образование и т.д. — всего 40 статей Конституции. Кроме того, прокуратура занимается защитой экономических интересов государства. Проводятся проверки соблюдения законов о государственной и коммунальной собственности, приватизации, о банках и банковской деятельности, о расходовании бюджетных средств в агропромышленном комплексе, о предупреждении и противодействии легализации доходов, полученных преступным путем. 5,5 тысячи граждан обратились за помощью в 2007 году. Половина из этих жалоб приходится на сферу надзора за соблюдением прав и свобод граждан и интересов государства. В целом по результатам надзорных проверок возбуждено 115 уголовных дел, внесено 710 предписаний, представлений и протестов, привлечено к ответственности 770 должностных лиц, возмещено более 14,5 млн грн, в том числе почти 3 млн грн в бюджет.

Кроме того, в 2007 году успешно велась работа по направлению представительства прав граждан и интересов государства в судах, которая неразрывно связана с надзорной деятельностью. Результаты представительской работы в Севастополе вошли в десятку лучших в Украине, а по ряду показателей прокуратура Севастополя заняла первое место. Всего органами прокуратуры предъявлено 743 исковых заявления.

В сфере надзора за соблюдением законодательства об оплате труда возбуждено и направлено в суд 9 уголовных дел. По ряду из них вынесены приговоры. Например, прокуратурой Нахимовского района возбуждено, расследовано и направлено в суд уголовное дело в отношении должностных лиц КП "Коммунальщик", где средства были направлены не на погашение задолженности по зарплате, а на приобретение материальных ценностей либо присвоены путем подделки расходных ордеров. Нахимовским районным судом Севастополя вынесен приговор в отношении главного бухгалтера данного предприятия. Назначено соответствующее наказание, а также принято решение по гражданским искам о возмещении задолженности пострадавшим работникам.

Всего в городе выплачено более 7,5 млн грн задолженности. Если еще 5-6 лет назад задолженность по зарплате составляла более 10 млн гривен, то в последнее время ее сумма колеблется в районе 1 миллиона и имеет тенденцию к снижению.

Что касается земельных отношений, то этот вопрос остается в числе наиболее острых. С 2005 года постоянно проводятся проверки соблюдения законодательства по этому вопросу. В первую очередь внимание уделяется нарушениям со стороны органов местного самоуправления, исполнительной власти и органов контроля. Это незаконные решения советов всех уровней, в частности о предоставлении гражданам в собственность земельных участков в размерах, которые превышают определенную площадь, незаконные действия управления по контролю за использованием и охраной земель в Севастополе, а также нарушения при согласовании главным управлением земельных ресурсов в Севастополе материалов о выделении земельных участков для строительства.

В этой сфере прокуратурой возбуждено 7 уголовных дел, по документам реагирования к ответственности привлечены 33 должностных лица. В суд в сфере земельных отношений предъявлено 110 исковых заявлений, больше половины из которых уже удовлетворены. Важно, что такие судебные решения реально исполняются и многие земельные участки освобождены. Так, один из незаконно занятых участков размером 15 соток освободило ЗАО "Югрыбстрой". В 2005 году на основании решения Севастопольского городского совета и в соответствии с договором аренды земли предприятию был выделен участок в микрорайоне бухты Круглой. Началось строительство, однако в январе 2007 года проверкой было установлено, что, помимо собственной территории, ЗАО самовольно использует участок и за пределами землеотвода, принадлежащий городу. В сентябре 2007 года суд принял решение по иску прокуратуры города, которое и было исполнено. В настоящее время незаконно занятый участок передан собственнику — Севастопольскому городскому совету.

Проверкой в сфере банковской деятельности выявлены факты, по которым прокуратурой Нахимовского района возбуждено уголовное дело относительно должностных лиц одного из коммерческих банков города. Путем обмана они оформили кредиты на общую сумму свыше 100 тыс. грн, завладев копиями паспортов и идентификационных кодов граждан. При оформлении кредитов работники банка использовали фиктивные справки с места работы. Сейчас они обвиняются в мошенничестве. Ведется расследование.

В течение года прокуратура Севастополя провела несколько актуальных проверок по вопросам защиты прав и свобод несовершеннолетних, в частности соблюдения законов об опеке, попечительстве и усыновлении, об образовании, об организации летнего оздоровления и отдыха детей. Была затронута проблема нравственного благополучия детей. При проведении проверки закона Украины "О защите общественной морали" выявлены многочисленные нарушения, которые в первую очередь сказываются на духовном воспитании юного поколения. Например, в городе зарегистрировано около 250 печатных изданий, и только 3 из них — детские. Передач для малышей на различных телеканалах Севастополя либо вообще нет, либо их показывают крайне редко. Объем культурных и образовательных телевизионных программ — минимальный.

В компьютерных клубах выявлены факты нахождения там школьников в учебное время. Установлено, что дети без ограничения допускались к военизированным играм с элементами насилия и жестокости. Выявлены нарушения санитарных норм и правил относительно работы детей за компьютерами. По результатам проверки приняты необходимые меры прокурорского реагирования, а несколько клубов, отметил прокурор города, закрыты. Всего в 2007 году восстановлены права 488 детей, что в два раза больше, чем в предыдущем.

"Прокуратура выступает не как надсмотрщик, не как репрессивный орган, а как один из немногих действенных барьеров неправомерным посягательствам на права и интересы людей", — эту мысль в своем выступлении Владимир Дереза подчеркнул особо и отметил, что результаты работы прокуратуры Севастополя в 2007 году это подтверждают.

Другие статьи этого номера