Дело — труба

РАДИКАЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ ГАЗОВОЙ ПРОБЛЕМЫ
Уж лет десять как с началом зимы у нас затеваются разговоры о том, что наше дело — труба, то есть придется померзнуть. По объективным обстоятельствам: город находится в конце трубопровода, и сколько в Севастополь будет приходить газа, не от нас зависит. А приходит столько, что порой его не хватает не только котельные запустить, но и квартирные газовые плиты включить. Это приводит местные органы власти в состояние крайней ответственности за отопление города, и они в спешном порядке командируют гонцов в Киев.

Там ведутся разговоры о дефиците газа и росте его стоимости, платежной дисциплине, необходимости жесткого нормирования топливно-энергетических ресурсов и о многом другом. Но в итоге каким-то счастливым образом все же удается выбить городу дополнительные газовые лимиты. После возвращения гонцов домой увеличивается подача газа до таких объемов, что его на какое-то время хватает даже для горячего водоснабжения. Повторная поездка в столицу гонцов, вероятно, знающих какое-то волшебное слово, вновь приводит теплоснабжение города в относительную норму, а там и до весны рукой подать. Летом строятся планы подготовки к отопительному сезону, каждый из которых, судя по отчетам, лучше предыдущего, но с наступлением холодов вновь приходится говорить, что наше дело — труба.

Чтобы разорвать этот порочный круг, три года назад было решено перебросить с Северной стороны через бухту в центр так называемый дюкер — трубопровод, который закольцует газотранспортную магистраль. Правда, по оценке некоторых специалистов, не дюкер, а только стабильная подача в город газа рабочего давления могла бы решить проблему теплоснабжения. Насколько верно это утверждение, можно будет судить лишь после закольцовки газотранспортной магистрали. Приостановленные на дюкере работы планируется завершить в конце года. Тогда и увидим. Не очень полагаясь на дюкер, одновременно с началом его прокладки в 2004 году городской госадминистрацией принималось решение о строительстве квартальных котельных в качестве дополнительного источника теплоснабжения, но опять-таки зависящего от лимитов поставки природного газа в Севастополь. Этот замысел также не реализован.

К сожалению, у нас не рассмотрен вариант альтернативного теплоснабжения за счет поставки в город сжиженного природного газа (СПГ). Эту идею три года разрабатывает севастопольская фирма "Акватория порт". Ее генеральный директор Борис Салагаев предлагает построить в Инкермане в ковше реки Черной терминал по перевалке сжиженного природного газа, доставляемого танкерами или по железной дороге.

До недавнего времени в Азово-Черноморском бассейне действовало лишь три газовых терминала. Первый с годовой мощностью 300 тысяч тонн был построен на территории Ильичевского рыбного порта для экспорта российского и украинского сжиженного газа в Турцию. Затем в Ильичевском торговом порту совместное украинско-турецкое предприятие сдало в эксплуатацию первую очередь терминала по закачке энергоносителя в газовозы водоизмещением до 10 тысяч тонн. Через терминал Одесского порта идет импорт российского, украинского и казахского сжиженного природного газа в Турцию, а через терминал в Рени — в Балканские страны. Экспортный газовый терминал строится сейчас в Керчи. Инвесторами выступают российская и украинская компании. Имея разветвленную сеть трубопроводов, сориентированную на страны Европы, Россия с учетом потребностей рынка и геополитических интересов также последовательно расширяет и возможности экспортно-импортной транспортировки газа морем. На долю транспортировки СПГ морем приходится в мире четверть мирового рынка торговли газом.

По проекту, разработанному Киевским институтом "Укргазпроект" по заказу фирмы "Акватория порт", перевалочный комплекс в Инкермане включает следующие технические сооружения: резервуарный парк из 20 танков для хранения СПГ объемом 4000 кубометров, эстакаду для слива газа из железнодорожных цистерн, причальные сооружения для приема газа из танкеров. Для обеспечения технологического процесса при импорте и экспорте энергоносителя необходимо проложить трубопроводы, построить насосно-компрессорную станцию, азотное хозяйство. Поставщиками оборудования могут стать украинские предприятия в Киеве, Сумах, Павлограде и Черновцах. Только насосно-компрессорную станцию придется покупать в Германии. Инвестором сооружения терминала готово стать российское акционерное общество "СГ-Транс", известное как крупный поставщик сжиженного газа в Европу.

На сегодняшний день осуществлена привязка проекта к местности, государственное управление экологии и природных ресурсов провело экспертизу и сделало заключение, что технические решения, принятые в проекте, соответствуют экологическим, санитарно-гигиеническим, противопожарным и другим нормам, действующим на территории Украины, и обеспечивают безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию объекта. Кстати сказать, за последние 40 лет газовозами без единой аварии совершено более 33 тысяч рейсов.

По расчетам, стоимость сооружения терминала оценивается в 350 миллионов гривен со сроком окупаемости три с половиной года. В последнее время затраты радикально сокращаются за счет обработки газовозов не у причала, а у выносных буев. Для реализации такого варианта есть все условия в Севастопольской бухте.

Строительство терминала в Инкерманском порту создало бы альтернативный источник поставки энергоносителей при перебоях поставки в город газа. Особенно актуальной эта альтернатива является для ТЭЦ, которая по ряду причин нередко остается без лимитов на газ и вынуждена незаконно его отбирать.

КСТАТИ

История строительства таких терминалов ненова. Она берет свое начало в 1930 году, когда в Англии был запущен в эксплуатацию первый газовый терминал. На сегодняшний день в мире их 50 и более 200 танкеров-газовозов. Они перевозят в год примерно 120 миллионов тонн СПГ. Еще 60 танкеров достраиваются на верфях разных стран. Из 50 действующих газовых терминалов на Японию приходится 26. Она является самым крупным потребителем сжиженного природного газа. Ускоренными темпами Японию догоняют страны Европы, обеспокоенные зависимостью от энергоносителей России и заинтересованные в поставке газа из нескольких альтернативных источников. Правительство США всячески поощряет расширение импорта СПГ и рассматривает сейчас около 40 проектов строительства в морских портах газовых терминалов.

ГЛАС НАРОДА

ГАЗОВЫЙ ТЕРМИНАЛ. ЭТО ХОРОШО ДЛЯ ГОРОДА?

Александр Николаевич, инженер:

— Да, это очень положительно для города. И связано с тем, что поставки газа в Севастополь будут производиться, минуя Симферополь. Ведь опыт прошлых холодных зим и нынешнего года тоже показывает, что для обеспечения потребностей столицы Крыма нередко производился несанкционированный отбор газа. Существующая ныне система газораспределения с центром в Симферополе недостаточно совершенна. Она не может обеспечить сбалансированное распределение природного газа во все регионы Крыма, в частности в Севастополь (географически мы относимся к Крыму). Терминал необходим. Тогда Севастополь не будет зависимым и будет нормально обеспечиваться природным газом. На входе нам достаточно 1,8-1,9 атмосферы. И тогда, работая в среднем режиме, будет обеспечиваться функционирование не только малых и средних котельных, но и больших — в Камышовой и на улице Хрусталева.

Владимир Викторович, руководитель предприятия:

— Это старая идея. Когда-то возили в Инкерман сжиженный газ по железной дороге. Года три назад возникла идея поставлять в Инкерман сжиженный газ морским путем на судах. Вот опять заговорили о такой возможности. Но это пока на уровне разговоров. Вопрос требует проработки специалистами, чтобы понять, хорошо это для города или нет. Сегодня надо наладить ту систему теплоснабжения, которая существует. Таково мое мнение.

Алексей, молодой специалист:

— Все хорошо. С одной стороны, это будет запас, который карман не тянет. И не надо ждать милости от природы (потепления). Но, с другой — город получит еще один взрывоопасный объект. Поэтому это накладывает особую ответственность на строителей.

Ирина МЕХОВА, продавец:

— Вечная проблема нашего города: он в тупике газопровода. Поэтому до нас энергоноситель не доходит, хотя исправно оплачивается потребление газа. Терминал даст возможность "разрулить" ситуацию. Когда к нам будет закачано определенное количество "голубого топлива", мы забудем о топливном кризисе в зимний период.

Другие статьи этого номера