Дмитрий Белик: «Мы обречены на компромисс»

В начале 2008 года на восточном берегу Карантинной бухты при ведении строительных работ был обнаружен раннехристианский склеп. Случайная находка послужила поводом не только для рождения домыслов о том, что прямо на землях Херсонеса Таврического городские власти строят дома и гостиницы, но и, как ковшом бульдозера, подняла на поверхность проблемы взаимоотношений города и Национального заповедника. Найти точки соприкосновения решили на прошедшей неделе участники «круглого стола» «Заповедник-город-государство: аспекты взаимодействия». О том, какие вопросы обсуждали участники мероприятия, «Славе Севастополя+» рассказал один из инициаторов проведения «круглого стола», председатель постоянной комиссии горсовета по вопросам градостроительной политики, регулирования земельных и водных отношений депутат Дмитрий Белик.-Дмитрий Анатольевич, что, на ваш взгляд, служит первопричиной противоречий между городом и заповедником?

-Начнем с так называемых мифов. Например, о том, что у Херсонеса нет землеотвода. Дескать, никто ему, бедному, не идет навстречу и не дает документов на фактически занимаемый земельный участок. На самом деле это не так. Государственный акт постоянного землепользования на 46 гектаров выдан Национальному заповеднику еще в 1999 году. А это значит, что за то, что происходит внутри самого Херсонеса, несет ответственность землепользователь. Участники "круглого стола" говорили о фактах вандализма на территории

Херсонеса и о строительстве на его территории яхт-клуба. Как это могло произойти, если земельный участок предоставлен только для обслуживания архитектурных памятников?

Херсонес допустил акты вандализма на своих 46 гектарах. Говорят, не хватает возможности охранять эту территорию. И в то же время просят, как минимум, еще 400 га? Депутат Александр Семин задал вопрос: "Как же вы там будете производить деятельность? Хотя это не такие большие средства-поставить камеры ночного видения".

И, конечно же, одна из главных проблем в отношениях города и заповедника-это сбор платы за проход с прихожан Владимирского собора. Хотя в госакте постоянного пользования земельным участком предусмотрен сервитут для беспрепятственного прохода верующих на службу.

— Иногда приходится слышать о том, что городской совет отказывает Национальному заповеднику в передаче в собственность земельных участков, на которых, возможно, находятся памятники археологии…

— Это касается взаимодействия Национального заповедника, городского совета и громады в целом. Существует совершенно однозначно определенная законом Украины "Об охране культурного наследия" процедура отвода земель заповедникам. Первым шагом является выявление объектов культурного наследия. Затем — их научное изучение, классификация по видам и типам, объявление охраняемой археологической территории и государственная регистрация объектов в качестве памятников. И только потом уже возможно либо отнесение территорий к землям историко-культурного назначения, либо передача земельных участков в постоянное пользование под памятниками с охранными зонами. То есть закон не предусматривает обязательного отвода земли в постоянное пользование! А руководство заповедника чаще начинает с последнего пункта: "Дайте нам землю, и как можно больше, и мы тогда будем изучать".

Как пример на "круглом столе" был приведен участок в 146 гектаров, расположенный между аэродромом ДОСААФ и станцией Севастополь-Товарная. Это так называемый 10-й выдел. Национальный заповедник претендовал на эти земли. Сначала — никаких вопросов. Мы берем документацию, смотрим — они сами указывают: вот объект архитектурного наследия, вот… вот. Но где логика? Если мы передадим 146 га в постоянное пользование, то этими землями громада больше не будет распоряжаться, они становятся землями государства. Да мы бы и не были против, но в том случае, если бы видели, что действительно на всех 146 га расположены памятники архитектурного наследия. Но памятники занимают в общей сложности гектара два-три.

Поэтому мы приняли альтернативный проект решения: отнесли все 146 га к землям историко-культурного назначения. Своим решением мы позволили Национальному заповеднику проводить там любые виды работ — по выявлению, по музеефикации — и запретили любое строительство. То есть, кроме объектов историко-культурного назначения, там уже ничего быть не может! Но Херсонес этим не удовлетворился — просит в постоянное пользование. Аргументация: иначе нет государственного финансирования. А у некоторых депутатов, например у Артема Мальцева, возникли интересные вопросы.

Возьмем такую ситуацию. Мы передаем эти земли государству, ими распоряжаются госадминистрация и Кабинет министров. А если завтра Кабинет министров примет решение о размещении там военного объекта? Хоть такое и может присниться только в страшном сне, но с учетом стремления некоторых политических сил в Североатлантический союз… Там станция, море, аэродром, в общем место стратегического назначения.

Это как один из примеров разных позиций.

— А Херсонес, в свою очередь, не согласовывает границы землеотводов, на которых настаивает городской совет?

— Да. На "круглом столе" поднимался также вопрос о землях Инкерманского монастыря. Решением сессии мы обращались в Кабинет министров, Министерство культуры с просьбой о помощи в разрешении этого земельного спора. У Инкерманского монастыря есть первое решение сессии, сделан проект отвода на земельный участок под фактически занимаемыми культовыми сооружениями. Но проблема в том, что Национальный заповедник категорически не соглашается согласовывать границы их земельного участка, потому что там расположены еще и объекты археологии. По сути, столкнулись интересы Херсонеса и православной церкви. Но почему не пойти навстречу верующим? Инкерманский монастырь тоже очень древний, его возраст — 1900 лет, это тоже и культурное, и духовное наследие. Тут нужно искать компромисс такой, как был найден по 35-й батарее. Тогда после долгих взаимных упреков и обвинений на протяжении семи месяцев все-таки пришли к единому мнению. И сохранили Страбонов Херсонес, и, что не менее значимо для Севастополя, получили возможность для создания музея защитников 35-й батареи.

В этой связи я бы хотел подчеркнуть, что горсовет этого созыва не принял ни одного решения по отводу земельных участков гражданам и юридическим лицам без согласования заповедника. И это уже пример согласованной позиции города и Херсонеса.

— Она не единственная?

— Разговор не был конфликтным, просто были высказаны разные точки зрения. Все понимают, что нужно принимать компромиссные решения. В любом случае нам нужно собираться и искать пути выхода из проблемных ситуаций. Мы обречены на компромисс. Я не исключаю, что по три-пять гектаров горсовет будет передавать заповеднику в постоянное пользование. Думаю, найдем решение и по бесплатному проходу граждан на территорию Херсонеса. На "круглом столе" редактор "Славы Севастополя+" Наталья Троицкая рассказала, что, например, в Вашингтоне все национальные музеи и художественный, один из лучших в мире, — бесплатны. И депутат Сергей Бурштейн предложил нам разработать программу, в которой были бы заложены бюджетные средства для бесплатного прохода севастопольцев на территорию заповедника. Мы должны гордиться Национальным заповедником "Херсонес Таврический", знать его, водить туда своих детей, беспрепятственно посещать Владимирский собор. И я думаю, что мы сможем добиться этого, поскольку наверняка этот "круглый стол" был не последним.

Другие статьи этого номера