Эффективной приватизации и аренде госимущества мешают кризис в земельных отношениях и «пробелы» в законодательстве

Как уже писала наша газета, в марте 2007 г. полномочия Севастопольского регионального отделения ФГИУ распространились на всю территорию АРК. О том, что уже сделано в новом статусе, и о планах на будущее мы попросили рассказать начальника отделения ФГИ Украины в АРК и Севастополе С.В. ФЕДОРЕНКО.

— В прошлом году уже на территории АРК региональное отделение приватизировало 7 объектов (в Севастополе — 5). При плане по приватизации в 2,75 млн грн наши специалисты обеспечили поступление в казну более 9 миллионов гривен. Приступили мы и к сдаче в аренду госимущества на полуострове — заключили 14 новых договоров аренды. Всего от аренды объектов государственной собственности в Крыму и Севастополе получено в госбюджет свыше 26 миллионов гривен. Причем благодаря пересмотру ставок арендной платы в соответствии с законом Украины "О Государственном бюджете на 2007 год" уровень поступлений от аренды возрос в среднем в 1,5 раза. В планах на 2008 год — 28,2 млн грн поступлений от аренды госимущества.

Результаты работы могли быть намного лучше, если бы не деструктивная позиция Фонда имущества АРК, оспаривающего ряд приказов ФГИ Украины по передаче нашему отделению арендных, приватизационных и других документов, необходимых нам для полноценного осуществления своих законных полномочий. В ближайшее время в судебном порядке сложившаяся ситуация должна разрешиться окончательно.

— Наша газета и другие СМИ уже информировали горожан о приватизации стадиона «Чайка». Учитывая особое внимание общественности к продаже таких объектов и то, что вы «ведете» это дело с самого начала, прокомментируйте, пожалуйста, это событие.

— Да, объект государственной собственности — имущественный комплекс стадиона "Чайка" — приватизирован способом выкупа общественной организацией "Футбольный клуб "Чайка". Сама процедура была оформлена в декабре 2007 г., и сумма выкупа составила 5034000 гривен с учетом НДС. Но эта приватизация стала возможной только после череды затяжных судебных процессов. Тут вы совершенно правы: с 2001 г. региональное отделение отстаивало права государства на этот объект, в свое время успешно "прихватизированный" коммерческими структурами. И все перипетии подробно освещала ваша газета.

Фактически за время пользования стадионом "Чайка" этими коммерческими структурами он, как таковой, был утрачен, осталось немногое — ограждение, осветительные мачты, подтрибунные помещения и еще ряд незначительных объектов. Мы считаем, что вырученная сумма от продажи этих объектов справедливая, более того, условием приватизации стало обязательство покупателя по восстановлению объекта спортивного профиля в течение пяти лет.

— Внимание общественности приковано также к вопросу принадлежности и недопущению перепрофилирования объектов социального назначения — зданий общежитий, детских садов и т.п. бывшего треста «Севастопольстрой». Ими распоряжается сегодня частная фирма. Какова судьба этих объектов?

— Позиция регионального отделения в этом вопросе однозначна — передача названных объектов в коммунальную собственность. Региональное отделение еще в ноябре 2007 г. инициировало судебную процедуру по признанию права государственной собственности и об истребовании из незаконного владения объектов недвижимого имущества — зданий детских садов N 62 по ул. Н. Музыки, 78-а, и N 44 — по ул. Пожарова, 28. Окончательного судебного решения пока нет. Общежития ЗАО "Севастопольстрой" должны быть также переданы в коммунальную собственность, против этого не возражает и само акционерное общество.

— Отказ профильной постоянной комиссии горсовета в аренде земель бывшего ГП «Агрофирма «Золотая балка» нынешнему арендатору наделал много шума в городе. Раздаются призывы чуть ли не к разделу части земель под частную застройку. Какова позиция регионального отделения Фонда госимущества как арендодателя целостного имущественного комплекса?

— Наша позиция здесь предельно четка и понятна. Есть факт аренды государственного ЦЕЛОСТНОГО (подчеркиваю!) имущественного комплекса (ЦИК) бывшего ГП "Агрофирма "Золотая балка". Пользователь имущества обязан в соответствии с законодательством оформить землепользование и пополнять бюджет. Горсовет, опять же в соответствии с законом, обязан принять решение о передаче в аренду соответственных земельных участков.

Дьявол, как говорится, кроется в "мелочах" — границах земельных участков. Позиция постоянной комиссии горсовета по вопросам градостроительной политики, регулирования земельных и водных отношений сводится в том числе к неприятию имеющихся границ земельных участков, утвержденных госактами и оформленных на имя бывшего ГП "Агрофирма "Золотая балка". Мы подтверждаем, что произошли определенные изменения относительно ряда объектов, которые были переданы в коммунальную собственность или выведены из состава ЦИК. И считаем, что техническая документация по землеустройству должна согласовываться с Министерством аграрной политики — органом, уполномоченным управлять госимуществом "Золотой балки", переданным в аренду, а также с нашим отделением — арендодателем этого ЦИК, следящим за сохранностью и эффективностью использования имущества.

Отмечу, что данный вопрос — компетенция специалистов, а не тема социально-политических дискуссий. Сам факт, что прохождение данного вопроса по цепочке "арендатор — землеустроительная организация — горгосадминистрация — горсовет" затянулось на долгие пять лет (и конца не видно!), говорит об определенном кризисе в целом в земельных отношениях. Кому это выгодно? Думаю, тем, кто хочет порвать имущественный комплекс на лоскуты и вместо виноградников настроить коттеджей.

— Законодательством установлено требование осуществлять приватизацию объектов недвижимости вместе с земельными участками, на которых они расположены. Как это положение реализуется в Крыму и Севастополе?

— Это норма закона о госбюджете и на 2007-й, и на 2008 год. Но во всей стране с землей в 2007 г. был продан один объект госсобственности в Николаевской области. Причин здесь много. Главная — неурегулированность нормативной базы. Порядок подобных продаж появился лишь к середине прошлого года, в этом его еще нет. Фактически не произведено разграничение земель государственной и коммунальной собственности, что в условиях отсутствия должной заинтересованности местных советов к подобной практике реализации земельных участков приводит к дополнительным препятствиям. Можно долго перечислять причины, почему дело не идет, но ясно, что такую практику внедрять необходимо. И наше отделение готовит сейчас к продаже в Крыму и Севастополе 4 таких объекта.

— Еще один вопрос, интересующий широкий круг предпринимательских структур: о запрете на сдачу в аренду госимущества.

— 27 декабря 2007 г. Кабмин принял распоряжение, которым было предписано всем субъектам управления объектами госсобственности (в т.ч. ФГИ Украины) приостановить проведение процедур по отчуждению государственного имущества и его аренде. Мораторий не распространился только на законодательно определенные процедуры приватизации. Поэтому региональное отделение, как и прочие уполномоченные органы, временно приостановило оформление новых договоров аренды. Но ранее заключенные договоры действуют. Более того, после совершенствования вышеназванных процедур в части их прозрачности и открытости мораторий будет снят.

— Спасибо!

Другие статьи этого номера