Мастер-класс проводит профессор В.В. Норенко

В студии театра и кино Севастопольского центра культуры и искусства провел мастер-класс профессор Санкт-Петербургской академии театрального искусства В.В. Норенко. В наш город Владимиp Васильевич приехал по приглашению руководителя этой студии А.И. Булейко. Студия основана недавно, однако уже успела привлечь к себе серьезный интерес. Александр Иванович звонил В.В. Норенко в Питер на протяжении полугода, рассказывал, просил приехать, помочь, научить. И вот, наконец, мэтр собрался, хотя честно признался, что ехать побаивается, ведь в Севастополе он не был 27 лет.

О ТЕАТРЕ И ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

Севастопольские театралы хорошо помнят В.В. Ноpенко — он был главным pежиссеpом театpа им. А.В. Луначаpского в пеpиод с 1977-го по 1981 г. Зрителям особенно запомнились поставленные им спектакли: "Беpег" по Ю. Бондаpеву (эта постановка была пpизнана лучшей по Укpаине в сезоне 1977-1978 гг.), "Энеpгичные люди" по В. Шукшину, "Тpетья pакета" по В. Быкову. Рука главного pежиссеpа была твеpдой, точка зpения — выверенной, стиль — романтико-геpоическим.

Театральной педагогике В.В. Норенко посвятил почти сорок лет своей жизни. В Санкт-Петербургской академии, где у него интернациональный курс (33 человека), Владимир Васильевич пользуется искренней и заслуженной любовью студентов. Они часто бывают в его квартире на Старо-Конюшенном бульваре. Будущие актеры буквально обожают своего профессора и его супругу Ирину Бируля, которая в прошлые годы тоже работала в театре им. А.В. Луначарского художником. Ну скажите, где можно еще такое увидеть: в день 60-летия В.В. Норенко на асфальте напpотив его дома pебята наpисовали… сеpдце с надписью: "Сеpдце нашего куpса". А на деpевьях pазвесили воздушные шаpы и плакаты: "Ноpенко, ты самый молодой на куpсе!", "Наш Вова — супеpбизон". А самое главное пpизнание висело в подъезде: "Ноpенко — супеpбашкы". Башкы — это по-тувински учитель. Понятно, что позволить такие шутки с пpофессором можно лишь в том счастливом случае, когда тот все понимает — с высоты своего возpаста и мудpости.

Владимиp Васильевич отдается пpеподаванию сполна не только в пpофессиональном плане, но и в человеческом. Пеpеживает: студенты плохо питаются, часто болеют. В доме Ноpенко их пpивечают, в пpаздники ставят на газовую плиту не просто большую кастрюлю, а самое настоящее ведpо, наполняют его баpаниной, каpтошкой, специями, а потом все вместе весело садятся за стол. В.В. Норенко ведет своих воспитанников с первого по пятый курс. Среди нынешних первокурсников — студенты из Южной Кореи, Китая, Японии, США, Германии, Болгарии, а также хакасы, русские, есть даже одна украинская девушка, которую не приняли в киевский вуз. "А у нас она — одна из самых талантливых", — счастлив Норенко.

В том, что его студенты действительно талантливы и под его руководством прошли великолепную школу, сомневаться не приходится. Все выпускники прошлого года сразу же после получения дипломов разъехались по приглашениям национальных театров в Финляндию, Норвегию, Канаду, в российские театры имени Комиссаржевской, Ленсовета, в театр Европы Льва Додина, детский театр, театр Тувы. Лишь один человек оказался вне сцены, и то потому, что был призван в армию. Стоит сравнить: в начале 90-х годов из 26 его выпускников в театр поначалу смогли устроиться только пятеро. Жизнь действительно изменилась.

ВСТРЕЧА ЧЕРЕЗ 27 ЛЕТ

— Я боялся этой нынешней встречи с Крымом, с Севастополем. Боялся заплакать. Севастополь остался для меня, как песня, белокаменный, величавый. Но ныне произошло и очарование, и профессиональное разочарование. Сейчас все здания в центре испорчены торговыми новомодностями и напоминают дешевый восточный базар. Жалко Севастополь. Но мне жаль и Питер, и другие города, в которые стремительно врывается новый стиль жизни. Мне больно об этом говорить, ведь я наполовину украинец, наполовину русский. Я ехал сюда с определенной целью: посмотреть, что изменилось. Это меня влекло. Хотелось посмотреть на студию, которую создал А.И. Булейко, правильно ли они ведут занятия, что получилось, какова перспектива. Александр Иванович — профессионал, у него два высших образования, он актер и режиссер.

В.В. Норенко с удовлетворением оценивает: у Булейко на этом этапе уже получилось. Занимаются в студии 65 человек разного возраста — от девяти до 35 лет, многие с высшим образованием. Александр Иванович взялся готовить специалистов в помощь киностудии "Ялта-фильм", которая перебирается в Севастополь. Руководство обратилось с такой просьбой: подготовить людей, поскольку нужны "свежие лица" для новых картин, в первую очередь для молодежных телевизионных сериалов для каналов "1+1", Интер". Студия существует при Севастопольском центре культуры и искусства благодаря помощи его директора И.А. Зенина, при поддержке управления культуры.

— Однако студия вырастает, и наступает момент, когда требуются декорации, костюмы, кинопленка и все такое прочее, — делится своими размышлениями В.В. Норенко. — И потому я обращаюсь к людям заинтересованным, состоятельным: "Если вы не хотите, чтобы ваши дети были наркоманами, если вы не хотите, чтобы они росли жестокими, чтобы они ничего не знали, кроме мата, вина, насилия, если вы хотите, чтобы они любили вас и были гуманными, — подумайте, чем они должны заниматься, что они должны смотреть, чему учиться. Ведь если они каждый день видят, как пьют и матерятся политики, как стреляют, преследуют, грабят друг друга, а не как люди работают, музицируют, создают, творят… то в этом случае ничего не получится ни у "оранжевых", ни у "красных", ни у "голубых". Это надо понять и постичь. Лица, обладающие властью, должны помогать культуре, кино, театру, музыке, живописи, детским музыкальным и художественным школам.

Вот этим целям служит искусство и конкретно — созданная при СЦКиИ студия.

Мэтр не скрывает своих эмоций:

— Знаете, что меня здесь потрясло? В Питере я выбирал своих учеников из двух тысяч человек. Набрал два десятка — высокоодаренных! А у Булейко только мальчиков талантливых — шесть! Я завистливый человек. К нему такие ребята пришли в студию! Есть очень интересные по фактуре. А у меня театральная академия, все условия есть, а людей таких нет. Сравнение происходит. Обидно. Но если здесь не помогут талантам, неизвестно, чем кончится, и люди не состоятся… Вот противоречие нашей жизни.

Занятия в студии В.В. Норенко вел, как у себя в театральной академии. Давал задания. У кого-то из ребят получалось, у кого-то не очень. Но они же в стадии учебы. Это 65 разных людей. Профессор прежде всего учит своих учеников уметь наблюдать за жизнью. Самое трудное — разглядеть, причем не на поверхности, а в глубине. Так рождается эпизод.

— Я случайно увидел на рынке бомжа, который знал пять языков, имел два высших образования. Не спился человек, а опустился. Можно пройти мимо, а можно увидеть гуманное, доброе. Такие случаются сценки! Вот мы их и разыгрываем.

ЭКСПЕРИМЕНТ И ПЕРСПЕКТИВА

Создавая студию кино и театра, Александр Иванович Булейко шел на эксперимент: получится или нет? Состоится или все будет напрасно?

— Студия существует уже год. Мы не сократились, а развиваемся. Мамы ведут и ведут детей и просят зачислить их в студию. Но меня мучают вопросы: правильно ли я объясняю? Верно ли ставлю цели? И вот теперь я тоже получил урок. Владимир Васильевич преподал студийцам самые необходимые вещи — уйти от себя, погрузиться в характер. Важно, чтобы ушло стеснение, пропал страх, появилась уверенность, а это случится тогда, когда тебя одобрит такой авторитетный человек, как профессор В.В. Норенко.

На счету студии — новогодние представления. Теперь А.И. Булейко собирается запустить в работу два спектакля. Один — по Григорию Остеру "Вредные советы". Другой — "Дуэнья" по Шеридану. В.В. Норенко обещает свою поддержку, вероятно, сможет приехать вновь с новым проектом.

Еще вчера это смотрелось как фантазия: готовить в Севастополе артистов для кино! Теперь все иначе: уже и киностудия здесь есть, есть потребность в специалистах и есть кому их учить.

Другие статьи этого номера