Покупай, но проверяй!

15 марта уже 25 лет ежегодно отмечается Всемирный день потребителя. Но объединение потребителей как международная общественная организация возникло гораздо раньше. Еще в 1962 году президент США Джон Кеннеди провозгласил историческую Декларацию о фундаментальных правах потребителей: право на безопасность товаров, на информацию, на выбор, право быть выслушанным. Позже, в 1985 году, Генеральная Ассамблея ООН приняла еще более широкие руководящие принципы для защиты интересов потребителей. Главными среди них стали: защита от вреда здоровью, право на безопасность, охрана экономических интересов потребителей, право на информацию, на обучение, наличие эффективных процедур рассмотрения обращений, право на выражение своих интересов. В Севастополе эти функции возложены на городское управление по защите прав потребителей. Возглавляет его А.А. ШМИДМАН.

— Александр Анатольевич, насколько остро стоит проблема защиты прав потребителей в нашем городе?

— Отвечу языком цифр. Удельный вес субъектов хозяйствования, нарушающих законодательство о защите прав потребителей, в нашем городе составляет 90,5 процента. В прошлом году, например, из 855 субъектов различные нарушения были установлены в 774. При проверках было выявлено 86 случаев обмана потребителей, в 1488 случаях установлена реализация товаров, выполнение работ, предоставление услуг без соответствующих сопроводительных документов. Установлено 5 255 случаев отсутствия полной информации о товаре, а в 222 — не выдавались расчетные документы.

В результате было забраковано и снято с реализации товаров на сумму 1569,6 тыс. грн. К административной ответственности привлечено 613 человек. Достаточно сказать, что штрафные санкции, направленные управлением в бюджет в 2007 году, превысили общее финансирование управления почти в два раза.

Отмечу, что отдельной строкой мы выделяем защиту прав и интересов граждан. Из 2219 обращений потребителей в прошлом году 89,9 процента рассмотрено в их пользу.

— Какие трудности в вашей работе встречаются наиболее часто?

— Скорее всего это противоречия одного законодательного акта другому. Кроме того, сам характер нашей работы, безусловно, неприятен нерадивым субъектам. Ведь процесс проверки предприятия для предпринимателей — это своеобразный стресс. Но, к счастью, в последнее время понимания необходимости такой работы стало больше.

— Какими штатными силами обладает управление по защите прав потребителей?

— По численности это достаточно скромная команда. Штат управления — всего 9 человек. Но эти люди имеют отличные специальные знания в сфере торговли, ресторанного хозяйства, в области платных услуг и рекламы. У всех специалистов высшее образование, навыки работы с персональным компьютером по определенным программам, а также знание украинского языка. Могу отметить, что каждый работник вполне может заменить другого, что, в свою очередь, говорит о профессионализме и высокой степени ответственности.

— Есть ли какие-то особенности у севастопольского потребителя в отличие, скажем, от столичного?

— Думаю, потребности людей везде примерно одинаковы. Все хотят иметь качественное обслуживание, покупать качественный товар. Безусловно, мир, в котором мы сейчас живем, настолько изменчив, что это не может не сказываться на взглядах и вкусах. Еще 6-7 лет назад украинский потребитель за едой, одеждой шел на рынок, не представляя себе ничего другого. Сегодня потребительские возможности стали значительно шире. Торговые объекты наперебой рекламируют свои услуги, но обещанное далеко не всегда соответствует качеству.

Особенности нашего потребителя, возможно, заключаются в том, что "наш человек" по-прежнему чрезмерно эмоционален. Как следствие, для наших потребителей невероятно важна эмоциональная привязанность к той или иной марке, брендам. Тех, кто "прыгает" с марки на марку, мало. Но уже сейчас в категории продовольственных товаров (молочные продукты, подсолнечное масло, минеральная вода и т.д.) намечается тенденция к поиску новинок. И хотя потребитель выбор делает сам, наша задача защитить его интересы вне зависимости от выбора. У каждого потребителя есть свои неоспоримые, гарантированные законом права, и это обязана четко понимать как торгующая, так и приобретающая сторона.

— Спасибо за беседу.

ПАМЯТКА ПОТРЕБИТЕЛЮ

Если у вас складывается впечатление, что продукт по каким-то признакам сомнительного качества, — не покупайте! Для этого всегда изучайте информацию о товаре, нанесенную на упаковку на маркировочном языке. Если не указаны производитель, его географический адрес, отсутствуют дата изготовления и срок годности или же дата затерта или переклеена, — отложите покупку. Согласно ст. 7 ЗУ "О защите прав потребителей", продажа товаров, на которых срок годности не указан или указан с нарушением требований, а также товаров, срок годности которых истек, запрещается.

Для алкогольных напитков предусмотрен гарантийный срок, по истечении которого срок годности не истекает, но при условии, если отсутствуют признаки потери качества — появление осадка, посторонних включений, помутнение содержимого бутылки. Конечный срок годности для этой продукции определяется появлением первых признаков потери качества, и этот момент должен контролировать продавец. А потребителю необходимо внимательно изучить продукт по его внешним данным.

Срок годности кондитерских изделий предусмотрен в часах — 36 часов, 72 часа, поэтому, кроме даты изготовления, должен быть указан и час. Эти же требования относятся к хлебу, кулинарной продукции, для которых, если отсутствует потребительская упаковка, информация отражается в сопроводительных документах — декларациях. Продавец обязан предъявить их по требованию потребителя.

Если перед вами импортный продукт, то в маркировке обязательно должна быть информация на государственном языке, в т.ч. об импортере: его наименование, полный адрес, телефон. В противном случае можно предположить, что данный продукт является контрабандным и не прошел таможенный контроль.

Обращайте внимание, в каких условиях хранится продукция. Зачастую в одной охлаждаемой витрине можно увидеть и готовую продукцию, и полуфабрикаты, и сырую продукцию, что категорически запрещено санитарными нормами и правилами. Продовольственные магазины с широким ассортиментом должны быть обеспечены весами для взвешивания сырой продукции отдельно от готовой. Если это правило не соблюдается — обходите стороной такие объекты.

Если вы купили некачественный товар, согласно ст. 8 закона Украины "О защите прав потребителей", продавец обязан заменить его на товар надлежащего качества или, если недостатки выявлены в пределах срока годности, возвратить потребителю уплаченные им деньги.

Другие статьи этого номера