Сложное будущее, или Как дальше жить?

Если ситуация с развитием промышленности крымского региона не изменится, то наиболее вероятным местом трудоустройства высококвалифицированных промышленно-технических специалистов станет городской рынок.
Севастопольский национальный технический университет (СевНТУ) является одним из крупнейших вузов, готовящих кадры для всего южного региона Украины практически по всем промышленно-техническим специальностям. За 50 с лишним лет вуз прошел путь становления и развития и получил самый высокий (четвертый) уровень аккредитации. В последнее время в университете развиваются новые специализации, охватывающие наиболее перспективные образовательно-профессиональные направления. Университет тесно сотрудничает в области образования и науки с рядом предприятий и учебных заведений зарубежных стран. О специфике вуза и роли интеллектуального потенциала в развитии города, а также о приоритетных направлениях в становлении экономики Севастополя мы побеседовали с проректором СевНТУ Александром ЛУКЬЯНЧУКОМ.- Александр Григорьевич, расскажите, пожалуйста, о специфике СевНТУ: подготовкой кадров по каким специальностям вуз занимается в последнее время?

— Севастопольский национальный технический университет готовит специалистов практически по всем специальностям, которые могут потребоваться современному предприятию: машиностроение и приборостроение, компьютерная техника и радиоэлектроника, автомобильное хозяйство и экология, кораблестроение и судовождение, а также менеджеров, финансистов, экономистов и филологов.

Одному из первых в Украине нашему университету присвоен статус национального вуза, и сейчас он, имея четвертый уровень аккредитации, обеспечивает подготовку по 29 специальностям не только бакалавров и специалистов, но и магистров, аспирантов и докторантов.

На юге Украины, от Херсона до Мелитополя и включая Крым, мы являемся единственным техническим вузом такого уровня. Поэтому наши выпускники традиционно востребованы не только в Севастополе, но и на целом ряде крупных промышленных предприятий региона. Это, к примеру, керченский завод "Залив", симферопольские "Фиолент" и "Пневматика", Мелитопольский моторный завод, "Черноморнефтегаз", промышленные предприятия Армянска и Красноперекопска и т.д. Эти предприятия активно трудоустраивают специалистов технологического и конструкторского профиля, которых выпускает наш вуз.

— Насколько востребованы выпускники вашего вуза на современном рынке труда?

— К сожалению, в последние десятилетия ситуация существенно усложнилась. В Севастополе большинство базовых предприятий, на которые мы всегда ориентировались, утратили былую мощь: часть из них находится в запустении или распалась на мелкие дочерние фирмы, часть выживает, сдавая в аренду торговым предприятиям свои помещения, чтобы иметь хоть какие-то деньги. Грустно наблюдать, в каком состоянии находятся сегодня промышленные гиганты "Муссон", "Парус", "Маяк", "Эра", видеть опустевшие плавучие доки и разрушающиеся здания конструкторских бюро с плакатами "Сдается в аренду".

Правда, сейчас на государственном уровне активизировалось внимание к развитию именно технического высшего образования: ведь рынок труда уже предельно насыщен специалистами экономических и правовых специальностей, а работающие промышленные предприятия как раз столкнулись с проблемой нехватки кадров. Однако такое внимание — пока не более чем слова, никаких реальных действий не предпринимается. Наиболее остро кадровый вопрос стоит на тех предприятиях, которые сейчас начинают возрождаться и выпускать конкурентоспособную продукцию. По моему мнению, именно эти предприятия должны получать от государства налоговые льготы и дотации, а специалисты, работающие на этих предприятиях и создающие материальное богатство государства, должны получать достойную зарплату.

Педагогический и научный коллектив университета очень болезненно воспринимает медленные темпы восстановления отечественной научно-технической отрасли в стране, и в Севастополе в частности.

— Какие специальности в данное время востребованы в Севастополе?

— Подавляющее число наших выпускников всех специальностей трудоустраиваются в Севастополе. К сожалению, это не всегда крупные предприятия, создающие принципиально новую техническую продукцию. Но и для эксплуатации современной техники требуются специалисты высокого образовательного уровня на предприятиях кабельного телевидения и сотовой связи, в компьютерных фирмах и строительных организациях, в автомобильных хозяйствах и на СТО, в метрологических и экологических центрах.

Но рынок труда динамичен и изменяется из года в год. В последнее время, например, активизировался спрос на выпускников специальности "Кораблестроение и океанотехника". Их активно запрашивает не только Севастопольский Морской завод, но и керченский "Залив", и киевская "Ленинская кузница". Причем с предоставлением жилья и приличной зарплатой. Это означает, что мы оказались правы, сумев сохранить в предыдущий сложный период эту специальность и её научные школы.

Если же говорить о Севастополе как о морском городе, то мы стремимся развивать специальности, необходимые нашему региону. Например, на факультете морских технологий и судоходства в центре подготовки и аттестации плавсостава судовые специалисты и судоводители получают подготовку в соответствии с международными стандартами на полном комплексе самых современных тренажеров. Мы прогнозируем в ближайшие годы увеличение спроса в Севастополе на специалистов в области механики и энергетики. Но, к сожалению, конкурс на эти специальности еще не столь велик, как нам бы хотелось.

— В чем же причина подобной ситуации?

— Причины очевидны. Вспомните 70-80-е годы: тогда "мы жили с уверенностью в завтрашнем дне". Нас учили: "Человек обязан перед обществом, а общество — перед человеком". Выпускник вуза знал: он окончит институт, потом получит направление на предприятие и у него будет стабильная работа, ему дадут сначала комнату в общежитии, через несколько лет — квартиру.

Сейчас все по-другому. Молодой человек вынужден рассчитывать только на свои силы и жить сегодняшним днем. А пока экономика и промышленность города и страны в целом не встали твердо на ноги, оплата труда в промышленно-технической области недотягивает до того уровня, в котором нуждается молодежь. Вот каждый и ищет что-то, что, по его мнению, на сегодняшний день более эффективно, не задумываясь о далекой перспективе. А какое решение должен принять молодой специалист, если грамотному инженеру или учителю предлагают зарплату меньше, чем грузчику?

В университет регулярно поступают запросы от крупных зарубежных фирм и университетов из США, Германии, Бельгии, Франции и других стран с просьбой подтвердить получение диплома такого-то специалиста в нашем вузе. Как правило, такие запросы направляются в связи с предстоящим назначением его на солидную должность. Подписывая ответы, испытываю двойственные чувства: гордости — за высокий уровень подготовки наших студентов и обиды — за то, что ещё одна "светлая голова" потеряна для отечественной науки и промышленности.

— Какой выход из сложившейся ситуации находит ваш вуз?

— Я не думаю, что отдельный вуз может существенно изменить ситуацию на рынке труда. Да это и не наша задача. Мы стараемся дать студентам прочные знания и умения по тем перспективным специальностям, которые сейчас востребованы. Приведу примеры.

Учитывая, что Севастополь — морской город, мы около 200 человек ежегодно принимаем на "плавающие" специальности факультета морских технологий и судоходства, и из них около 100 мест выделяется для обучения за счет госбюджета. Наши выпускники по судовождению, судовым энергетическим установкам, судовому электрооборудованию и автоматике остро необходимы современному морскому флоту с его высокой степенью автоматизации. Преподавательский состав факультета объединяет как признанных ученых, так и практиков — капитанов дальнего плавания, штурманов и судовых механиков, имеющих большой опыт и стаж работы. Выпускники наряду с теоретической подготовкой приобретают практические навыки на учебном судне, проходят длительную плавпрактику в море и тренажерную подготовку. Их квалификация полностью соответствует международным требованиям, и при выпуске они получают вместе с дипломом об образовании и "рабочий диплом", дающий на международном уровне право работы на морских судах. К сожалению, сегодня ситуация складывается так, что большинство выпускников морского факультета в связи с более высокой оплатой труда трудоустраиваются на суда иностранных судовладельцев через крюинговые компании.

Другим примером целевой подготовки является весьма перспективное развитие сотрудничества со стивидорной компанией "Авлита". Поскольку современный порт — это сложнейшая автоматизированная технологическая и транспортная структура, то там прежде всего требуются наши выпускники факультета технологии и автоматизации машино-, приборостроения и транспорта. Их специализированная подготовка по робототехнике производится на базе нашего института современных технологий и инноваций, который создан совместно с международной корпорацией FESTO и оснащен самым современным технологическим и учебным оборудованием.

Но и без компьютерной техники, радиосистем связи и управления не может работать ни одно современное промышленное предприятие, тем более такое крупное и разветвленное, как морской терминал. Следовательно, компьютерщики и радисты тоже востребованы. Я уж не говорю о потребности в наших экономистах и менеджерах. И выпускники нашей кафедры филологии и технического перевода, владеющие английским, испанским, французским, немецким и японским языками, также востребованы на "Авлите", где активная связь с зарубежными партнерами требует свободного владения иностранными языками.

Поэтому, как вы видите, мы стремимся к тому, чтобы в современных условиях все специальности университета были актуальны, а их выпускники — востребованы.

— В стенах вуза студенты получают теоретические знания. Насколько легко они в дальнейшем смогут найти точку приложения своих знаний для решения практических производственных задач? Могут ли молодые специалисты на базе вуза получить прикладные навыки?

— Первичные навыки практической работы по специальности студенты получают в процессе выполнения практических и расчетно-графических заданий, лабораторного практикума, курсового проектирования и учебных практик на младших курсах. На первом этапе нам важно научить студентов самостоятельно мыслить, грамотно решать профессиональные задачи, работать с литературой и базами данных. В их распоряжении библиотека университета с огромным фондом — около 1,2 млн томов книг и периодических изданий. Ежегодно университет тратит до полумиллиона гривен на обновление библиотечного фонда. Наша библиотека является участником ряда международных консорциумов и имеет возможность предоставлять по электронным каналам десятки тысяч периодических изданий со всего мира.

На старших курсах студенты привлекаются к научной работе на кафедрах и в филиалах кафедр на предприятиях. Важную роль при этом играет грамотная организация производственных практик. К четвертому-пятому курсу многие студенты уже фактически работают на предприятиях, и нас радуют положительные отзывы об уровне их подготовки.

Мы стремимся укреплять связи со всеми развивающимися предприятиями Севастополя. По предложению предприятий мы корректируем содержание учебных дисциплин так, чтобы они были максимально профессионально ориентированы на потребности этих предприятий, ведь они в дальнейшем будут являться главными работодателями для наших выпускников. Поэтому мы и стараемся максимально адаптировать учебный процесс под современные бизнес-реалии и сделать наших выпускников наиболее конкурентоспособными на рынке кадров. Для этого вводятся новые специализации, отдельные разделы и темы изучаются дополнительно, по каким-то разделам для проведения занятий мы приглашаем ведущих специалистов предприятий.

— Насколько будущие выпускники обеспечены местами для прохождения производственной практики?

— В университете стало традицией направлять на производственную практику студентов по заказам предприятий. Если предприятие хочет себе взять хороших специалистов, оно направляет в вуз письмо-запрос, и мы отправляем на практику студентов, заинтересовавшихся этим предложением. В течение 2-3 месяцев на предприятии в процессе работы оцениваются деловые качества и профессиональный потенциал студентов и принимается решение об их будущем трудоустройстве.

Безусловно, и мы, и наши студенты, и предприятия заинтересованы в такой форме сотрудничества. Ведь наша основная задача — трудоустроить наших выпускников на солидное, перспективное предприятие, чтобы человек мог расти профессионально и получать достойную оплату своего труда. А предприятие заинтересовано в том, чтобы получить хорошо подготовленные кадры.

Пока наше сотрудничество с предприятиями базируется на такой добровольной основе, но я думаю, что через несколько лет мы будем обращаться к предприятиям с предложением компенсировать часть средств, затраченных на подготовку специалистов, как это принято во всем мире. Эти вложения пойдут на приобретение современного научного и учебного оборудования для дальнейшего повышения уровня подготовки кадров. Ну а мы, в свою очередь, будем наращивать свой научный и педагогический потенциал, для того чтобы быть полезными этому предприятию и родному Севастополю.

Другие статьи этого номера