На кону — 650 миллионов гривен

Именно столько стивидорная компания «Авлита» намерена вложить в комплексную программу развития на 2008-2010 годы. Пятая часть суммы пойдет на реализацию программы экологической безопасности проекта.
Подведя итоги своей деятельности в 2007 году и за два первых месяца года текущего, руководство ЗАО «СК «Авлита» сообщило, что компанией разработана комплексная программа развития, в случае реализации которой перевалка генеральных и сыпучих грузов составит свыше 10 миллионов тонн в год. Об этом заявил на встрече с журналистами генеральный директор ЗАО «Стивидорная компании «Авлита» Олег Капров.В 2006 году собственником ЗАО "Стивидорная компания "Авлита" стала группа "Метинвест" — крупнейшая частная компания в Украине. А потому прошлый год, по словам гендиректора "Авлиты" Олега Капрова, прошел под знаком интеграции стивидорной компании в структуру холдинга. Тем не менее, несмотря на то, что минувший год был не самым благоприятным для аграрного сектора Украины, сделано было немало — все годовые показатели выросли. Это касается как объемов обработки грузов (2,7 млн тонн, из которых 2 млн — металл, а 0,7 млн — зерно), так и прочего. Объем валового дохода "Авлиты" в минувшем году составил 110 млн гривен, чистая прибыль выросла более чем на 54%, дважды поднималась зарплата (средняя заработная плата в 2007 году на предприятии составила 2568 грн, фонд оплаты труда вырос более чем на 40%). Компания продолжала реализацию инвестиционных проектов: строительство второй очереди зернового терминала, развитие транспортной инфраструктуры, реконструкцию гидротехнических сооружений. "Авлита" также продолжала социальные проекты, при этом стремясь сохранить ключевой персонал и расширить состав грузоотправителей. В 2007 г. в бюджеты всех уровней и специальные фонды предприятием направлено 14 млн грн, фонд оплаты труда составил 24 миллиона.

За неполный квартал этого года объем перевалки грузов по сравнению с первым кварталом прошлого года вырос на 35% — уже обработано 540 тыс. т металла и 360 тыс. т зерна.

На перспективу стивидорная компания разработала комплексную программу развития на 2008-2010 годы, предусматривающую инвестиции в размере 650 миллионов гривен. Планируется, что комплексная программа будет реализована в четырех направлениях.

Во-первых, она предусматривает углубление канала судового хода Севастопольской бухты для захода крупнотоннажных судов дедвейтом до 140 тыс. тонн. Предполагается, что эти работы позволят расчистить канал в Севастопольской бухте до глубины 17,5 м. При этом будет извлечено более 200 тысяч кубометров загрязненных донных отложений, накопленных за годы эксплуатации бухты (о том, что на грунте бухты покоится 20 тысяч тонн нефти и нефтепродуктов, которые уже начинают воспламеняться, "Слава Севастополя+" писала в номере за 28 марта с.г.).

Во-вторых, будут модернизированы причальные мощности, что позволит принимать суда типа Cape Size водоизмещением до 140 тыс. тонн. Один из глубоководных причалов будет удлинен на 150 м и оборудован для обработки судов типа Cape Size. "Возможность обработки крупнотоннажного флота является фундаментальным конкурентным преимуществом морских портов и условием стабильного грузопотока", — говорит Капров.

Третьим пунктом в программе развития, по словам Олега Капрова, предусмотрено строительство высокотехнологичного, экологически безопасного универсального перегрузочного комплекса сыпучих грузов на базе промышленной площадки предприятия. Как заявил гендиректор СК "Авлита", комплекс будет оснащен энергосберегающими ленточными конвейерами закрытого типа, уникальным крытым механизированным складом, автономными системами аспирации и пылеподавления "водяным туманом".

Кроме того, программа предусматривает строительство внутренней железнодорожной станции, модернизацию соединительного пути, реконструкцию тарифной станции Мекензиевы Горы, что позволит обеспечить эффективную транспортировку возросшего грузопотока, и, быть может, реконструкцию станции Верхнесадовая.

Иными словами, "Авлита" желает увеличить объемы перевалки грузов с сегодняшних 5 млн т до 10-11 млн т в 2014 году. При этом, как заявил Олег Капров, "линейка" обрабатываемых грузов расширится: к металлу и зерну прибавятся сыпучие грузы.

Формулировка "сыпучие грузы" насторожила журналистов. Капров расшифровал: коксующийся уголь (до 4,0 млн т в год) и инертные строительные материалы — песок и щебень (до 4,5 млн т). Сразу вспомнились год минувший и инициатива жителей Инкермана по сбору подписей против строительства угольного терминала. В конференц-зале появился "туман непонимания": уже вроде бы был снят с повестки дня вопрос об угольном терминале, депутаты, помнится, свое веское слово сказали против его строительства еще в те времена, когда "Авлита" принадлежала ливанскому бизнесмену Рафику Дау, аргументируя это негативным влиянием на экологию. Ввод в строй терминала по перевалке угля, по тогдашней оценке депутатов, мог привести к выбросу в атмосферу, в воду и землю до 1000 тонн угольной пыли в год.

Олег Михайлович рассеял "общественный туман", представив подробности строительства универсального перегрузочного комплекса. Около 20 миллионов долларов, по его словам, будут направлены исключительно на решение экологических составляющих проекта, на его природоохранную часть, снижение экологических рисков. "Зная отношение части севастопольцев к этой проблеме, компания сознательно, опираясь на поддержку управляющей компании и акционеров, разработала проект строительства универсального перегрузочного комплекса, не только отвечающий существующим природоохранным требованиям, но и значительно превосходящий их. Нас консультировали и принимали участие в разработке технологических решений ведущие международные эксперты в области развития портов и морской логистической инфраструктуры — British Maritime Consultants, Tebodin Consultants & Engineers, Rio Tinto Expansion Projects и др.

"В реализации инвестиционных планов мы всегда используем только лучшие технологии, которые, с одной стороны, оптимизируют работу предприятия и позволяют нам развиваться, а с другой — соответствуют нашим принципам и политике экологической ответственности", — говорит Капров. По его словам, при полной загрузке комплекса в 2014 году объем выбросов составит 5 тонн в год, а сегодня при обработке 2,7 млн т грузов они составляют 4,7 т в год. Для сравнения: выбросы от 90 тысяч севастопольских автомобилей (а их число ежегодно увеличивается на 10%) составляют свыше 27 тысяч тонн, а годовой объем образования твердых бытовых отходов — свыше 130 тысяч тонн.

"При реализации этого проекта мы можем снять все экологические риски — современные технологии позволяют свести их до минимума, — говорит Капров. — Сегодня мы планируем выносить материалы первого этапа проектирования — проект технико-экономического обоснования и материалы оценки воздействия на окружающую среду — на комплексную государственную экспертизу, чтобы контролирующие органы сказали, в какой степени наши предварительные расчеты соответствуют существующим требованиям в промышленном строительстве, экологии, пожарной и санитарной безопасности. Мы не хотим ничего скрывать, поэтому одновременно вместе со СМИ инициируем общественное обсуждение: мы также планируем передать эти материалы на общественную экологическую экспертизу — Морскому гидрофизическому институту Национальной академии наук Украины, Институту биологии южных морей Национальной академии наук Украины, Севастопольскому национальному техническому университету. После их оценки, где-то в мае-июне, пройдут общественные слушания. И только тогда в установленном законом порядке мы будем получать разрешение на строительство".

Что получит город, если экспертиза даст "добро" (Олег Михайлович уверен, что так и будет) и "Авлита" приступит к реализации программы? Помимо очистки Севастопольской бухты и всего вышеназванного, к 2014 году "Авлита" планирует увеличить свое участие в налогах в государственный и местный бюджеты и целевые фонды до 110 млн грн. Предполагаемый фонд оплаты труда составит 95 млн грн. Сегодня на предприятии занято 800 человек, планом развития предусматривается создание еще трехсот рабочих мест.

В любом случае говорить о развитии местной экономики необходимо. Если мы хотим, чтобы экономика была конкурентоспособной хотя бы в перспективе, то нужно задуматься уже сейчас о многовекторности развития, рассматривая диверсифицированную модель, которая включала бы в себя и производство, и сельское хозяйство, и туризм, и сферу услуг, и банковский бизнес, и другие направления. Быть может, тот самый случай? На кону — почти 650 миллионов гривен. Для начала…

Другие статьи этого номера