Славный ровесник славного города

Совсем недавно широко отмечался юбилей замечательного русского поэта В.А. Жуковского. Но в эти же дни тихо, почти незаметно прошёл юбилей не менее известного современникам человека — скульптора Фёдора Петровича Толстого. Примечательно, что оба они — ровесники нашего славного города.Родился граф Ф.П. Толстой 21 февраля 1783 года в Санкт-Петербурге в семье Петра Андреевича Толстого, управлявшего в то время Конторой Кригс-Комиссариата, на которую возлагалось полное обеспечение русской армии. Прадедом Петра Андреевича был Пётр Андреевич Толстой — знаменитый дипломат и государственный деятель при Петре Великом (первый граф Толстой). Вообще у скульптора Ф.П. Толстого было впоследствии немало потомков, оставивших заметный след в общественной, военной, государственной и особенно в культурной деятельности. В частности, знаменитый поэт и писатель Алексей Константинович Толстой являлся родным племянником Фёдора Петровича.

Судьба замечательного скульптора была сложна, но в то же время удивительна и необычна. Флотский офицер, окончивший Морской кадетский корпус, потомок старинного графского рода, которому, казалось бы, с рождения были уготованы беззаботное, безоблачное будущее и блестящая военная карьера, неожиданно для родных и друзей решает стать профессиональным скульптором и с этой целью в 1802 году поступает в Императорскую академию художеств. В высшем обществе разразилась буря негодования, как только стало известно, что Толстой променял "благородную" военную службу на, как говорили тогда, "малярные" занятия, считавшиеся попросту унизительными для аристократов.

На самом деле немногие знали, как трудно пришлось начинающему скульптору. Двери домов высокопоставленных родственников и знакомых оказались закрыты для молодого человека. Оставшись без денег, живя в подвале, Ф.П. Толстой вырезал из воска модные броши и гребни, которые охотно раскупали петербургские красавицы, а заработанные гроши шли на пропитание, книги и инструменты. Но благодаря редкому таланту и необыкновенной работоспособности Толстому за короткий срок удалось добиться исключительных успехов. Его произведения стали появляться на выставках, о нём заговорили… Уже в 25 лет он был избран почётным членом Академии художеств.

Помимо того, что Фёдор Петрович стал выдающимся скульптором и рисовальщиком первой половины XIX века, он также считался одним из самых просвещённых людей своей эпохи: углублённо изучал литературу, историю, медицину, астрономию, археологию, нумизматику, писал повести, рассказы, оперные либретто. Творчество художника тесно соединялось с его общественно-политическими взглядами. Он был достаточно близок с декабристами — братьями Бестужевыми, Муравьёвыми. Мысли и чувства истинного патриота своего Отечества нашли отражение в его искусстве.

Ф.П. Толстой был чрезвычайно разносторонним мастером: он возродил забытый вид графики — силуэт (плоскостное однотонное изображение фигур и предметов, чаще всего вырезанное или нарисованное тушью), увлекался акварелью, писал свои знаменитые натюрморты-"обманки". Сам Александр Сергеевич Пушкин как-то назвал кисть Толстого чудотворной. Кстати, великий поэт — современник скульптора — был частым гостем в доме Фёдора Петровича наряду с такими выдающимися деятелями русской культуры того времени, как В.А. Жуковский, Н.В. Гоголь, М.И. Глинка, К.П. Брюллов, В.Г. Белинский и др. Всех этих людей Толстой притягивал не только талантом, но и своим благородным и добрым характером. Кстати, именно при его участии возвратили из ссылки Т.Г. Шевченко.

Своим любимым делом Фёдор Петрович всегда считал медальерное искусство. В 1814 году, современник Отечественной войны, Толстой начинает работу по созданию медалей на события войны 1812-1814 годов. Они должны были изображать самые важные сражения, самые значительные эпизоды от народного ополчения до вступления русских войск в Париж. Это не было заказом или предложением высокопоставленных лиц, это было огромное желание выразить чувства национальной гордости, патриотизма, прославить русские войска, желание выразительно показать беззаветное мужество народа, боровшегося за освобождение своего Отечества. Характерно, что знаменательные победы Ф.П. Толстой увековечил не портретами генералов, а фигурами, символически изображающими русское войско и народное ополчение. Первый медальон из серии был создан в 1814 году. Далее скульптор создал ещё 19 рисунков медальонов, но, не имея достаточных материальных средств, чтобы воплотить в жизнь свой замысел, был вынужден отдать рисунки с подробными описаниями изображённых событий "на суд" специально созванному в стенах Академии наук комитету, который впоследствии очень высоко оценил художественное достоинство работ и постановил выделить Толстому 20 тысяч рублей на продолжение работы над медальонами. Затем в течение последующих двух десятилетий Фёдор Петрович создал ещё двадцать одну медаль. Автор сначала лепил композиции из воска, после чего вырезал с них формы. Героические события Отечественной войны были переданы в духе античного искусства: чёткие линии, классически ясно построенная композиция. Ф.П. Толстой, воспитанный на искусстве классицизма, в своём творчестве очень часто обращался к античности, так как эпоха Древней Греции представлялась ему "золотым веком", где торжествует гармония, которой так недоставало скульптору в современном ему мире.

После завершения работы над медалями, посвящёнными событиям Отечественной войны 1812 года, Ф.П. Толстой приобрёл мировую известность: он стал почётным членом многих европейских Академий художеств, его приветствовал великий Гёте, в Лондоне ему была присуждена медаль, а у себя на родине скульптор в 1828 году был назначен вице-президентом Императорской академии художеств.

В наше время в некоторых музеях бывшего СССР можно увидеть барельефы, отлитые с восковых медальонов Толстого (ныне хранятся в Русском музее, Санкт-Петербург) в различных материалах — гипсе, фарфоре, бронзе, мастике. Севастопольский Художественный музей им. М.П. Крошицкого не стал исключением.

Сегодня у посетителей музея есть возможность увидеть шесть медальонов известной серии, отлитых из гипса. "Бой при Малом Ярославце", "Сражение при Березине", "Трёхдневный бой при г. Красном", "Бегство Наполеона за Неман", "Освобождение Амстердама"… На бледно-голубом фоне в белом круге белый рельеф… И сразу в воображении возникает страшный образ войны, словно грозной тучи, нависшей над страной, когда в июле 1812 года для борьбы с армией Наполеона, вторгшейся в пределы России, наряду с регулярной армией было создано ополчение, в основном состоящее из помещичьих крестьян. На содержание ополчения дворянство и купечество жертвовали деньги, одежду, продовольствие и пр. Но именно ополчение, хотя и плохо вооружённое и наспех обученное, было сильно своим патриотизмом и героически боролось с армией Бонапарта. На одном из медальонов, представленных в экспозиции музея, аллегорически изображена Россия — женщина в русской одежде, подающая мечи ополчению, представленному в виде дворянства (воин), купечества (старец) и народа.

Совершенное художественное мастерство Ф.П. Толстого, проявившееся в этой серии медальонов, обеспечило им значительное место в истории русской пластики.

Другие статьи этого номера