Будущее России не зависит от санкций. Будущее России зависит от нас В.В. Путин
Севастополь 14o

Морские порты Украины: грузооборот растет, проблемы остаются

Михаил Павлович ДУБРОВСКИЙ, доктор технических наук, профессор, проректор, зав. кафедрой морских и речных портов Одесского национального морского университета, академик Транспортной академии Украины и Академии строительства Украины.В 2007 году морские порты Украины переработали 123,737 млн...

Михаил Павлович ДУБРОВСКИЙ, доктор технических наук, профессор, проректор, зав. кафедрой морских и речных портов Одесского национального морского университета, академик Транспортной академии Украины и Академии строительства Украины.В 2007 году морские порты Украины переработали 123,737 млн т грузов, что на 10% больше, чем в прошлом году. Причем частные порты и терминалы, а также государственные, но не подведомственные Минтранссвязи или Минагропрому, продолжают увеличивать переработку грузов наиболее высокими темпами (примерно вдвое быстрее). Рост грузопереработки в морских торговых портах достигнут прежде всего за счет увеличения переработки импортных (+34,2%) и транзитных (+18,6%) грузов при сокращении объема переработки экспорта (-3,1%). Импорт вырос в наибольшей степени за счет контейнерных и наливных грузов, транзит — за счет нефти, нефтепродуктов, угля, руды, химгрузов, зерна. Экспорт упал за счет зерна, руды, металла, химгрузов.

Наиболее высоких темпов роста достигли Скадовский, Херсонский, Октябрьский, Ялтинский, Феодосийский, Николаевский, Белгород-Днестровский, Ренийский, Бердянский, Одесский, Мариупольский порты. Но по абсолютным величинам наибольшей прибавки добился Одесский порт, нарастивший грузооборот более чем 3 млн т (прежде всего за счет роста наливных и контейнерных грузов). Снизили свои показатели грузооборота всего два морских порта: Евпаторийский и Усть-Дунайский.

Статистика свидетельствует о стремительном росте контейнерных перевозок в последние годы через морские порты Украины — переработка контейнеров в украинских портах в 2007 году по сравнению с 2006-м возросла почти на 43%.

Смещение фокуса трансконтинентальных контейнерных операторов в сторону Черноморского бассейна как кратчайшего транзитного пути в страны СНГ, Средней Азии и Закавказья — характерная тенденция нашего времени. Естественно, и реакция украинских портов, и стивидорных компаний на данный процесс незамедлительна: крупные инвестиционные проекты, направленные на увеличение мощностей по обработке контейнеровозов, реализуются практически в каждом крупном порту.

Важным событием следует считать завершение в ноябре 2007 года первого этапа крупнейшей инвестиционной программы развития контейнерных мощностей в Ильичевском морском торговом порту. Инвестиции на 1-м этапе составили более 51 млн USD. Пропускная способность терминала была увеличена до 850 тыс. TEU в год. Обновленный контейнерный терминал стал самым мощным в Украине и единственным способным принимать на регулярной основе крупные океанские контейнеровозы, идущие прямо из портов Азии в Черное море. До сих пор единственным на Черном море с подобными возможностями был румынский контейнерный терминал в Констанце.

Можно рассчитывать, что к 2012 году мощность украинских контейнерных терминалов может составить более 8 млн ТЕU.

Объем переработки наливных грузов в морских портах страны за 2007 год вырос на 20% (причем по нефти на 26,3% и по нефтепродуктам — на 30,6%). Перевалка нефти и нефтепродуктов в Украине осуществляется через морские специализированные терминалы в портах Одесса, Ильичевск, Южный и Феодосия. В небольших количествах нефтеналивные грузы перегружаются в портах Николаев, Рени, Измаил, Бердянск, Керчь.

В 2007 г. продолжилось уменьшение производства минеральных удобрений в Украине (отражение повышения цены на газ) и, соответственно, объемов их перевалки в морских портах (порядка 13%). Традиционно много удобрений перерабатывает порт Южный. Интенсивно работают с этим видом грузов в Николаевском морском торговом порту и наиболее успешно — в Керченском морском торговом порту (годовой прирост порядка 40%).

К концу 2006-го пропускная способность украинских государственных портов и частных терминалов по зерновым грузам увеличилась до 26 млн т в год. Произошло это в первую очередь благодаря частным терминалам, таким как ЗАО "СК "Авлита", "Трансинвестсервис", "Транс-балктерминал", "Укр-элеваторпром", "Нибулон", и другим, обладающим высокотехнологичным оборудованием для хранения и отгрузки, имеющим зачастую не одну, а несколько технологических линий для обработки судов. В то же время даже существующие перегрузочные мощности для зерновых грузов используются не в полной мере по ряду причин. На сегодняшний день лимитирующим звеном для увеличения перевалки зерна являются слабая инфраструктура припортовых железнодорожных станций и недостаток подъездных путей в порты. Железная дорога не рассчитана на тот экспорт зерна, который осуществляется в последние годы. В результате в 2007 г. через морские порты Украины перегружено 5,96 млн т зерна (уменьшение грузопереработки на 18% по сравнению с предыдущим годом).

В условиях интенсивно растущего в России и Украине спроса на импортные автомобили традиционные пункты перевалки машин исчерпали свою пропускную способность. В этой ситуации весьма кстати оказались возможности Ильичевского порта (комплекс по обслуживанию грузов РО-РО), способного обеспечить трансшипмент для тех компаний, которые везут автомашины в Европу из Юго-Восточной Азии на крупных судах-автомобилевозах. Этот комплекс является одним из самых крупных в Черноморском регионе. Динамика роста грузооборота для этого вида груза впечатляет. Если за весь 2005-й в ИМТП переработали 11 тыс. автомашин, то в 2006 году — 40 тыс., а в 2007-м — уже 110 тыс. В декабре прошлого года в Украине появился еще один современный автотерминал, который поможет сократить время транспортировки автомобилей к украинским, российским и казахстанским покупателям. В Севастополе открыта первая очередь морского автотерминала, рассчитанного на перевалку 200 тыс. единиц колесной техники в год.

Значительную часть отправляемых морем экспортных и импортных грузов составляют железная руда и уголь. В последние годы с учетом большой емкости внутреннего рынка объемы экспорта находились на уровне 18,5 млн т в год. С железорудным сырьем успешно работают Ильичевский и Керченский морские порты.

Рудные навалочные грузы представляют собой для портов региона еще один перспективный грузопоток. Анализ перспектив развития национальной металлургии свидетельствует об устойчивом спросе на импортное рудное сырье — как по времени, так и по объему. Известно также, что свыше 90% мирового экспорта руд осуществляется морскими перевозками. Мировая торговля рудами по морю к 2010 году ожидается на уровне 865 млн т. Причем рост обеспечивается на 80% за счет поставщиков из Австралии, Латинской Америки и Африки.

Между тем известно, что украинские морские порты не ориентированы на прием судов большого дедвейта, а именно такими судами оперируют мировые сырьевые компании. Возможности Мариупольского порта ограничены относительно небольшими глубинами в порту и в Азовском море вообще, что предопределяет обработку судов только ближних линий. В Южном дополнительно к имеющимся мощностям строится крупный специализированный терминал с большими глубинами на подходах. Однако потребности внешней торговли Украины и России не будут покрыты его мощностями. В связи с этим перспективным представляется проект строительства нового перегрузочного комплекса в Ильичевском порту, у причалов которого можно будет обрабатывать суда дедвейтом до 100 тыс. т, развитие крупного портово-погрузочного комплекса мощностью 5 млн т в Южном (ООО "Трансинвестсервис"), развитие порта в Севастополе, где в настоящее время проводятся дноуглубительные работы.

Сдерживающим фактором развития портового хозяйства сегодня продолжает оставаться нестабильность и неурегулированность нормативно-законодательной базы в этой сфере. Крайне актуальной остается необходимость либерализации налогового законодательства. Например, румынский порт Констанца выигрывает благодаря своему статусу вольного порта, который упрощает формальности.

Непоследовательная политика управления морехозяйственным комплексом и транспортной инфраструктурой в целом приводит к увеличению конкурентоспособной суммарной стоимости транспортной составляющей цены товара (груза) на условиях "F.O.B. порты Украины". В результате порты работают на пределе возможностей и не могут реализовать проекты, которые позволили бы им наращивать мощности. А без дноуглубительных работ и увеличения мощностей благие пожелания значительно увеличить поступления от портов в госбюджет выглядят необоснованными.

Это происходит в условиях возрастающей конкуренции: в прошлом году Россия объявила политику "российские грузы — в российские порты". И хотя, как было объявлено, Москва не ставит задачи переваливать все идущие в Россию и из России грузы через свои порты — около 30% (200-250 млн т), стратегические грузы, в частности энергоносители, которые сейчас перегружаются в портах Украины и стран Балтии, будут перекачиваться через российские терминалы. Уже сейчас российские черноморские порты наращивают перевалку угля производства СНГ, а строительство нового сухогрузного порта Тамань призвано переманить российские контейнерные и угольные грузы, следующие сейчас через Одессу, Ильичевск и Николаев. К тому же стоит поучиться, как Россия уделяет серьезное внимание приоритетному развитию глубоководных незамерзающих портов, в то время как у нас Севастопольский морской торговый порт сумел выйти на "плюс" лишь в конце 2007 г. (по сравнению с грузопереработкой 2006 года), нарастив переработку нефтепродуктов (почти 143%) и удержав высокий темп роста обработки черных металлов (более 5 раз за 2007 г.).

Очевидно, что украинские порты с некоторым опозданием начали бороться за грузопотоки, которые обходят нас стороной, и государство должно оказать поддержку этим усилиям.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что Украина занимает исключительно выгодное географическое положение, которое объективно создает условия для привлечения серьезных грузопотоков в морские порты страны. Однако на сегодняшний день следует признать, что развитие портового хозяйства пока не стало приоритетом развития экономики Украины.

Губернатор Севастополя Михаил Развожаев сообщил, что власти города реконструируют улицу Капитанскую в рамках создания парка Музейно-мемориального комплекса «Защитникам Севастополя 1941 – 1942 годов» на мысе Хрустальном. На работы потратят 2 млрд рублей. «При строительстве...

И.о. директора департамента образования и науки Севастополя Лариса Сулима в ходе аппаратного совещания доложила, что межведомственная комиссия проверила готовность образовательных учреждений ко Дню знаний. По ее словам, межведомственная комиссия работала в период с 1...

В тг-каналах вызвал особый резонанс видеоролик, в котором сотрудница игровой комнаты в ТЦ «Муссон» не пустила 9-летнюю девочку с аутизмом в игровую комнату. По ее словам, данная мера принята в целях безопасности девочки и...

Губернатор Севастополя в своем тг-канале поздравил севастопольцев с Днём Государственного флага Российской Федерации. «…Наш флаг — один из важнейших символов Российской государственности. Сейчас, когда русофобия в западном мире зашкаливает, наш триколор — это ещё...

В финал регионального этапа главного педагогического конкурса «Учитель года России» 2022 года вышло 86 участников. В том числе финалисткой стала учитель «ШКОЛЫ ЭКОТЕХ+» Наталья Караулова. Она педагог с 8-летним стажем. Преподаёт английский и немецкий...

По поручению губернатора Севастополя Михаила Развожаева в городе ведётся замена газового оборудования ветеранам Великой Отечественной войны. Работы выполняются в рамках оказания дополнительных мер соцподдержки ветеранов Великой Отечественной войны.  Замена оборудования ведётся за счет средств...

Все новости рубрики АРХИВ