Расчеты явно отдают приоритет индустриальному развитию Севастополя

«Крыши, дороги, мосты, водоснабжение и тепло, льготы и социальные выплаты старикам, малолетним и людям с низким достатком зависят только от полноты городского кошелька».
Недавно экспертный комитет по стратегическому развитию совместно с проектом «Экономическое развитие городов» представил результаты изучения мнения предпринимателей Севастополя. В итоге вторым по значимости приоритетом в стратегическом развитии города (после решения вопросов коммунальной инфраструктуры) было названо привлечение прямых иностранных инвестиций. О результатах изучения мнения предпринимателей Севастополя и городском развитии мы побеседовали с главой экспертного комитета по стратегическому развитию привлечения инвестиций в Севастополь депутатом Севастопольского горсовета Владимиром АРАБАДЖИ.- Владимир Ильич, является ли ключевым привлечение иностранного капитала? Нет ли у Севастополя потенциала развития на основе внутренних инвестиций? Какое направление инвестиций представляется вам наиболее интересным?

— Иностранные "портфельные" инвесторы и иностранные кредиты, на мой взгляд, не являются ключевыми для развития Севастополя. Для первых — рынок ценных бумаг в Севастополе слишком скуден, а иностранные кредиты — только вопрос стоимости привлеченных денег, независимо от того, иностранный или национальный инвестор пришел в город.

Стратегический иностранный инвестор архиважен для украинской экономики потому, что он привлекает в Украину не только иностранный капитал, но и лучшие проектные решения, передовые технологии, современное оборудование. Он обучает за рубежом наших специалистов и рабочих. Он работает на международном рынке, а посему обязательно сертифицирует объект инвестирования, т.е. подтягивает соответствующую украинскую отрасль к мировому уровню. Он стимулирует наших специалистов к изучению и пользованию иностранными языками, поскольку бухгалтерский учет, документация, переписка, отчеты обычно ведутся на двух языках.

Некоторые эксперты не поддерживают принцип широкого допуска иностранных инвесторов в экономику Украины, обосновывая это тем, что иностранный инвестор имеет право вывоза полученной прибыли за рубеж. Но ведь для этого инвестор должен выполнить огромную работу: рисковать деньгами, понять менталитет, пройти весь наш бюрократический круг, решиться на действия, которых не избежать у нас в разрешительной системе, и многое другое. И если он решит не реинвестировать полученную здесь прибыль, а вывезти ее за пределы Украины, это его заслуженное право, поскольку он построил, сдал в эксплуатацию объект, создал рабочие места, организовал сбыт продукции, заплатил налоги и честно заработал свою прибыль.

Говоря об экономике Севастополя, хотел бы еще раз отметить: город обладает очень привлекательными для инвесторов ресурсами (земля, бухты, климат, географическое расположение, интеллектуальный потенциал, рабочая сила, история, памятники, инфраструктура). Но этот потенциал требует привлеченных финансовых средств, что, в свою очередь, возможно только при создании максимально благоприятных условий для национального и иностранного инвестора.

Предварительные результаты работы экспертного комитета по стратегическому развитию показывают, что перспективными для Севастополя являются такие отрасли, как морехозяйственный комплекс, включая портовые терминалы для перевалки генеральных, балкерных, наливных грузов; развитие высокотехнологичных производств, а также яхтенные стоянки, различные направления туризма и рекреации.

— Не считаете ли вы, что промышленное развитие города и решение коммунальных проблем взаимосвязаны? Ведь рост налоговых платежей в местный бюджет может помочь городу в решении социально значимых вопросов.

— Не только промышленное. Развитие любых отраслей экономики в городе создает рабочие места, увеличивает городской бюджет. Другое дело — насколько интенсивно.

Весь туризм практически работает на едином налоге. Законодатель разрешает единый налог и таким образом поддерживает малый и средний бизнес. Это выгодно предпринимателям от туристического бизнеса. Но туризм не является бюджетообразующей отраслью для Севастополя.

В 2007 году вся инфраструктура городского туризма дала в бюджет 14 млн гривен, или 4 тысячи гривен на одного работника данной отрасли.

Проведем сравнение только с двумя крупными предприятиями города: налоговые платежи компании "Таврида-Электрик" в 2007 году составили 28 миллионов гривен, или 18,5 тысячи гривен на одного работника предприятия; ЗАО "Авлита" — 14,5 миллиона гривен, или 18,2 тысячи на каждого работника. Если учесть, что городской бюджет формирует в основном подоходный налог, то становится понятным интерес города в развитии крупных производственных предприятий, где каждый работник эффективно пополняет городской бюджет.

В Севастополе 235 тысяч работоспособного населения. Если допустить, что Севастополь уподобится Анталии и все работоспособное население будет занято только в туристическом секторе, бюджет Севастополя от данной отрасли составил бы всего 940 миллионов гривен.

Если бы Севастополь был сегодня индустриальным городом, то те же 235 тысяч трудоспособного населения могли бы сформировать бюджет в сумме 4 миллиарда 230 миллионов гривен.

Эти расчеты, конечно, грубые, но, тем не менее, правильно определяют тенденцию, которая явно отдает приоритет индустриальному развитию Севастополя. Просто потому, что в этом случае город будет развиваться в 4 раза быстрее. Крыши, дороги, мосты, водоснабжение и тепло, льготы и социальные выплаты старикам, малолетним и людям с низким достатком зависят только от полноты городского кошелька.

— Еще одной проблемой был назван недостаток квалифицированной рабочей силы. Но с другой стороны, сколько в Севастополе предприятий, которые сегодня могут гарантировать создание новых рабочих мест?

— Потенциал рабочей силы в регионе не является статичной величиной. Как говорят англичане, it depends… Будут высокооплачиваемые рабочие места, появится внешний приток рабочей силы. Кроме того, работоспособное население, занятое в низкооплачиваемых отраслях, будет перетекать в высокооплачиваемые.

Будет рост платежеспособного спроса, активизируются все сегменты рынка: недвижимости, потребительских товаров и услуг. По статистике, каждый инвестиционный доллар создает восемь долларов в сфере своего обслуживания. Это очень достойная цель для городских властей. К сожалению, в Севастополе буквально единицы предприятий имеют реальные планы интенсивного развития, предполагающие создание значительного числа новых высокооплачиваемых рабочих мест на ближайшие годы.

Непрозрачность и неконкурентные условия допуска инвесторов к городским ресурсам — основные причины такого сдерживания.

Нет проблемы дефицита кадров, есть проблема создания конкурентных условий для них. И решение этой проблемы зависит от того, насколько искренне и бескорыстно центральные и местные власти готовы "поженить" местные и государственные природные ресурсы Украины на деньгах инвесторов. Если готовы, то все получится. Если нет, то региональные ресурсы остаются в "старых девах", а финансовые "женихи" уходят к более привлекательным претенденткам в Китай, на Кипр, в Россию.

— В последние полгода было заявлено сразу два проекта расширения портовых мощностей: «Авлита» объявила о своем намерении расширить номенклатуру сыпучих грузов и построить универсальный перегрузочный комплекс, еще один проект — новый грузовой порт в Инкермане. Насколько важны эти проекты для повышения инвестиционной привлекательности города?

— Я не знаком с проектом грузового порта в Инкермане. Этот проект не был заявлен как инвестиционный ни в газетах Севастополя, ни в городском совете. Наша постоянная комиссия по городским ресурсам и инвестиционному развитию города не рассматривала ОВОС этого проекта, его бизнес-план. Городской совет не знает, какие выгоды и какие экологические проблемы принесет этот проект Севастополю, если он вообще будет реализован.

Сейчас многие рядятся под инвесторов, не всегда понимая, что инвестор — это не только и не столько наличие нескольких десятков миллионов долларов. Развить универсальный порт в Инкермане нельзя без гарантированного обеспечения стабильного планового грузопотока. Я не знаю планов инициаторов порта в Инкермане, но знаю, как ливанский бизнесмен Рафик Дау убедил банк "Париба" в финансировании строительства зернового терминала в Севастополе. Он представил банку долгосрочный договор на перевалку зерна через Севастополь с крупнейшим американским зернотрейдером — компанией "Каргил". Договор гарантировал миллионные объемы перевалки зерна на весь срок возврата кредита. Кредит был получен.

Инициаторы грузового порта в Инкермане не подтверждают свою финансовую состоятельность, не заявляют своих намерений, объемов, сроков строительства, применимых технологий погрузки, факторов влияния на экологию города. А город не пойдет на рост бюджетных доходов от портовых терминалов любой ценой. Экологическая чистота акватории и территории Севастополя — основное условие, которое выдвигают граждане.

Второе предприятие, которое вы назвали, — "Авлита". Это известный своей финансовой мощью инвестор, который, во-первых, уже работает в Севастополе, а во-вторых, планирует в 2008-2010 годах инвестировать в предприятие свыше 100 млн долларов, увеличив годовой объем перевалки до 10 млн тонн. Здесь и значительные объемы дноуглубительных работ, что позволит принимать суда типа Cape Size водоизмещением до 140 тыс. тонн, и строительство высокотехнологичного, экологически безопасного, универсального перегрузочного комплекса с внутренней железнодорожной станцией.

Да, мы знаем, что в Японии, США, Европе, Канаде существуют терминалы перевалки сыпучих грузов в непосредственной близости от жилых кварталов и рекреационных зон. Но такие терминалы не используют открытых площадок, грейферных механизмов, открытых транспортеров. Наоборот, это вакуумированные вагоны, водяные завесы, трубчатые конвейеры. Все это удорожает проект на десятки миллионов долларов.

— Пойдет на такие затраты «Авлита»?

— Обязана. Иначе город не даст разрешения на строительство.

Кроме того, если разговор серьезный и инвестор идет на реконструкцию с открытым забралом, он должен в откровенной беседе с севастопольцами, на общественных и депутатских слушаниях показать применяемую технологию, средства контроля, безопасности, заключения независимых экспертов.

Город выставит своих экспертов. У нас достаточно ученых в области транспортной логистики, развития морехозяйственного комплекса, промышленного строительства и экологии. К таким я в первую очередь отношу наши авторитетные севастопольские институты — Морской гидрофизический институт, Институт биологии южных морей, Национальный технический университет, Национальный университет ядерной энергии и промышленности и другие.

Только при выполнении этих условий мы будем говорить о финансовых интересах города в подобных проектах.

Другие статьи этого номера