До января живем пока с рекламой водки и пивка

Многолетняя борьба за ограничение рекламы табака и алкоголя подошла к концу. 18 марта Верховная Рада Украины 425 голосами (из 448 зарегистрированных) приняла закон «О внесении изменений в закон Украины «О рекламе». А в этот понедельник Президент Украины Виктор Ющенко подписал Указ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о рекламе» и обнародовал его на своем официальном сайте.

Вообще же вопрос о необходимости ограничения рекламы табака и алкоголя активно начал обсуждаться в Верховной Раде еще летом 2006 года. Тогда были зарегистрированы сразу два законопроекта народных депутатов Николая Томенко и Бориса Беспалого. Позже в объединенном законопроекте запрет на рекламу табачной и алкогольной продукции в печатных изданиях предлагалось ввести лишь с 2010 года.

Теперь мы получили новый закон. Если коротко и официально, то он дает определение некоторым видам рекламы, а также регулирует рекламу товаров, которые нуждаются в обязательной сертификации. Если "расшифровать", то получим следующее.

С 1 января 2009 года вводится запрет на наружную рекламу табачной, алкогольной и слабоалкогольной продукции, в том числе пива и коктейлей.

Сейчас действует запрет на размещение рекламы алкогольной и табачной продукции на телевидении и радио (алкогольной продукции — с 6.00 до 23.00), на первой и последней страницах печатных изданий и на транспорте.

Спустя месяц — именно через такой временной период закон вступит в силу (кроме некоторых его пунктов) — будет запрещено также проведение мероприятий рекламного характера (кроме специальных выставок) и использование внутренней рекламы. Само понятие "внутренняя реклама", прежде определявшееся как "реклама, размещаемая внутри зданий и сооружений", значительно расширилась. Теперь рекламировать табак и алкоголь нельзя будет в кинотеатрах и театрах во время, до и после демонстрации кинофильмов и представлений, концертов, а также во время спортивных соревнований, которые проходят в закрытых помещениях, кроме мест торговли. Уточним, что в буфете Русского академического драматического театра им А.В. Луначарского размещение рекламы алкоголя будет разрешено.

Вскоре рекламные ролики с Андреем Шевченко и братьями Кличко, рекламирующими пиво, исчезнут с телеэкранов. Закон предусматривает, что реклама алкогольных напитков, табачных изделий, пива не должна содержать изображения популярных лиц или прямое или опосредствованое одобрение популярными лицами курения или употребления алкоголя, пива и напитков, которые изготовляются на его основе.

С 1 января будущего года с телеэкранов исчезнут алкогольно-табачные спонсоры. Точнее, сообщения о спонсоре будут транслироваться без его логотипа и звукового сопровождения. А с 2010 года слабоалкогольные напитки будет запрещено рекламировать и на транспорте. Кроме того, налог с рекламы не взимается во время оплаты услуг за установление и размещение социальной рекламы.

Отметим, что принятая редакция закона, по мнению специалистов в области рекламы, является наиболее радикальной из предлагаемых ранее.

По оценкам компании Cortex (аналитическое подразделение холдинга Publicis Groupe Media), затраты производителей алкогольной продукции на медиарекламу в 2007 году составили приблизительно $ 40 миллионов: около $ 21 миллиона на ТВ, по $ 7 миллионов в прессе и наружных носителях и $ 5 миллионов — непрямая реклама. А затраты на спонсорство оцениваются еще в $ 50-60 миллионов. Затраты производителей табака на наружную рекламу — в $ 22 миллиона, на рекламу в прессе — в $ 3,5 миллиона.

Что помимо вышеназванного ждет нас дальше? По заявлению главы парламентского комитета по вопросам свободы слова и информации Анны Герман, в ближайшее время будет инициировано принятие еще одного закона, ограничивающего рекламу пива. Не исключено, что доходы на рынке рекламы снизятся, а вместе с ними и отчисления в бюджет.

Но, похоже, рекламная отрасль успела подготовиться к введению запрета. "Место алкогольных и табачных компаний в наружной рекламе займут автопроизводители и СМИ", — сказал глава координационного совета Ассоциации наружной рекламы Украины Артем Биденко.

Посмотрим…

Клим КОСТНЕР.

Глас народа

ВАС РАЗДРАЖАЕТ РЕКЛАМА "ЗЕЛЕНОГО ЗМИЯ"?

Василий Алексеевич, офицер запаса:

— Я считаю, что алкогольные напитки, табачные изделия не подлежат рекламе. Должна быть просто информация. А когда верхнюю часть рекламы давит призыв: "Будьте с нами!", а внизу с лицемерным душком мелким почерком "Это вредит вашему здоровью", то я против такой рекламы. То же касается рекламы лекарств. В этом случае должно быть напоминание о том, что употреблять лекарственные средства можно только по рекомендации врача или справочников (если речь о травах). Категорически следует отменить рекламу лекарств, табака и алкоголя. Такая реклама — все равно что призывать к употреблению наркотиков.

Юлия Николаевна, жительница ул. Гоголя:

— Меня раздражает реклама на телевидении, в частности реклама горилки, водки. Щиты на улицах не так назойливы, как телевидение. Невозможно по телевизору смотреть фильмы — сериал прерывает реклама на 20 минут, забываешь, о чем там речь. Поэтому народ переходит на просмотр фильмов на компьютере и DVD. Но если взрослых реклама раздражает, то дети любят ее. Вместо того чтобы заучивать стишки, они запоминают рекламные слоганы. Привлекает короткий, веселый сюжет, и часто реклама показывается в виде мультфильма. Ребятишки просто в восторге.

Анна, работник сферы культуры:

— Да, раздражает. Не вижу в ней смысла. То есть это реклама, которая не просвещает, как, например, реклама лекарств, бытовой техники. Ее цель — побудить, спровоцировать покупку. Как говорится, займи, но выпей. Особенно реклама воздействует на подрастающее поколение. Потому что, встречаясь на каждом шагу, она утверждает молодежь в мысли, что алкоголь — это норма повседневной жизни. Тем более что в видеороликах бутылка ассоциируется с достатком. Если такая реклама есть, в равной степени должна быть и антиреклама — показать лицо спившегося человека и подпись: "Алкоголь разрушил мою жизнь". А у нас односторонняя реклама, хотя государство должно давать и социальную рекламу.

Надежда, молодой специалист:

— Хорошо, что вышел закон о запрете рекламы алкогольных и слабоалкогольных напитков. Как говорится, давно пора. Как вообще на бигбордах можно рекламировать алкоголь, не задумываясь о социальных последствиях? Увы, у нас такое возможно. Реклама алкоголя сопровождает концерты с большим скоплением людей, презентации, встречи и так далее. А потом удивляемся, что "зеленый змий" разрушает судьбы, укорачивает продолжительность жизни населения. Хочется верить, что закон будет действовать.

Дмитрий, инженер:

— Реклама алкоголя вообще не нужна, от нее надо отказаться. В какой-то мере это поможет остановить рост пьянства в нашем обществе. Ведь наше население спивается, особенно в селах, где развлечений мало. На дискотеки молодежь идет, непременно "приняв на грудь". А потом из-за слабого здоровья некого призывать в армию. В состоянии алкогольного опьянения совершается большинство преступлений.

Другие статьи этого номера