Хотите услышать от продавца «да»? Ткните пальцем в позеленевшую колбаску и спросите: «Свежая?»

На днях в редакцию зашла посетительница. В руках — печеночный паштет, облаченный в мягкую упаковку. "Вот, купила себе на обед, — жаловалась женщина, — да только после продукции такого качества и есть расхотелось". Придирчиво присматриваемся. В середине серо-коричневой массы (допустим, печеночной) обнаруживаются ярко-розовые крупные вкрапления. Каким образом их сюда занесло — военная тайна производителя. Да только вот употреблять такую продукцию в пищу действительно страшно.

Советуем "пострадавшей" обратиться с жалобой в управление по делам защиты прав потребителей. Пусть свое веское слово скажут специалисты. А пока идет частное разбирательство, задаем представителю этого управления свой вопрос: насколько часто обращаются севастопольцы с подобными жалобами?

— С начала года мы наблюдаем всплеск обращений жителей города по всем направлениям, касающимся качества обслуживания и качества реализуемых товаров. Если в прошлом году за первый квартал было зафиксировано 455 заявлений, то уже в этом — 885. Иными словами, рост обращений за последние месяцы составил 195%, — комментирует заместитель начальника городского управления по делам защиты прав потребителей Л.Л. Макарова. — Столь резкий скачок может быть объясним, как минимум, двумя причинами. Первая: люди устали приобретать некачественные товары и таким образом выражают свое недовольство. Вторая: повысился уровень потребительской культуры, а значит, будут расти требования к соблюдению потребительских прав. Наша задача — вовремя оказать юридическую помощь, а также призвать к ответственности нерадивых предпринимателей и продавцов. Например, уже в этом году при содействии специалистов управления было возвращено потребителям за некачественные товары 80,5 тысячи гривен.

— В эту сумму, очевидно, входят не только некачественные продукты питания…

— Спектр жалоб очень широк. Например, женщина купила дубленку на вещевом рынке 5-го км Балаклавского шоссе по цене 3500 гривен. Уже дома обнаружила дефект — изменение цвета и блеска поверхности кожи. На письменное заявление предприниматель не ответил. И только после проверки специалистами управления деньги потребителю были возвращены. Другой пример, когда в адрес горгосадминистрации обратилась многодетная мать с тем, что ее дети приобрели на Сталинградском рынке некачественные полотенца. Вследствие плохого качества красителя пользоваться ими было невозможно. После соответствующего разбирательства деньги семье вернули.

— Как рядовому гражданину защитить себя от подобных неприятностей?

— Мы регулярно на телевидении, в средствах массовой информации проводим просветительную работу. Прежде чем сделать покупку, потребитель должен грамотно изучить товар. Рынок сегодня предлагает большой выбор. Возникли сомнения — лучше не рисковать. К сожалению, различные нарушения встречаются часто, были зафиксированы нарушения качества и безопасности даже продуктов детского питания. Недавно нами была установлена реализация продукции с нарушением маркировки ряда товаров торговой марки "Вини", в частности на пюре из моркови, отдельных нектарах с мякотью, а также кашах. Выявлены нарушения маркировки фиточая для улучшения пищеварения, лактации ТМ Bebivita. Реализация этой продукции приостановлена. Применены административно-хозяйственные санкции.

— Верно ли утверждение, что в супермаркетах нарушения качества и безопасности продуктов встречаются реже, чем на рынках, в ларьках?

— Практика показывает, что нарушение прав потребителей в той или иной степени и форме встречается повсюду. С начала года из проверенных 17 субъектов хозяйственной деятельности нарушения установлены в 14. В гипермаркете "Велика Кишеня" ООО "ВК Севастополь" были забракованы полуфабрикаты охлажденные — окорочка кур, не соответствующие требованиям нормативных документов по органолептическим показателям. В киоске N 2 ЧП О.А. Лачковой на территории рынка "Чайка", в павильоне "Колбасный домик" ЧП Л.О. Литвиновой, в павильоне ЧП С.А. Корсаковой, на торговых местах на территории мелкооптового рынка 5-го км Балаклавского шоссе: N 19 ЧП Н.А. Оксаковой, павильоне N 5 ЧП Л.П. Чебан, в киоске N В-41 ЧП А.Е. Соловьева забракованы и сняты с реализации полуфабрикаты из мяса кур, мясные котлеты, фарш свино-говяжий грубого помола, печень говяжья замороженная, сало копченое. Мясные консервы продавались без маркировки. Также не было обнаружено необходимой доступной и достоверной информации о товаре.

Эти примеры подтверждают вышесказанное. С начала года по результатам проверок временно прекращались реализация и продажа товаров (услуг) в 1594 случаях. К административной ответственности привлечены 160 человек. Общая сумма штрафов составила 90,5 тысячи гривен.

— Для человека, столкнувшегося с недобросовестностью и некачественными товарами, ваши слова как бальзам на душу. Значит, все-таки есть смысл правду искать!

* * *

КСТАТИ: Всемирная организация потребителей объявила 2008 год годом борьбы с рекламой нездоровой еды для детей. Организациями, защищающими права украинских потребителей, планируется масштабная кампания контрпропаганды "мусорной" еды, так называемых джанк-фудов. Медики к джанк-фудам относят кукурузные хлопья, гамбургеры, чипсы, шоколадные батончики, орешки, сухарики, соленые крекеры, поп-корн, закуски "под пиво", бульонные кубики, еду быстрого приготовления, разнообразные "колы". Эти продукты изготовляются по техническим условиям производителя и не контролируются едиными государственными стандартами.

Соцопрос

ВАМ ДОВОДИЛОСЬ ПРИОБРЕТАТЬ НЕКАЧЕСТВЕННЫЙ ТОВАР?

Елена Ивановна НЕЧАЕВА, пенсионерка:

— Вещи я не покупаю много лет, разве что обувь. Вот прошлой осенью купила демисезонные туфли, а весной их уже нельзя носить, порвались. Я ведь беру дешевые товары, на дорогие не хватает средств. Продукты питания предпочитаю покупать в уже привычных, проверенных местах, где меня знают. Например, в одном из павильонов на рынке "Чайка" и на Соловьевских складах. Мой принцип: лучше 100 граммов купить, но хорошего качества. Иначе это выброшенные деньги.

Андрей, предприниматель:

— Я занимаюсь изготовлением ключей, ремонтом замков. В процессе работы приходится закупать заготовки. Многое зависит от страны-производителя. Если это Италия, Испания — значит и с моей стороны будет гарантировано более высокое качество. Если Китай, то потребитель купит менее качественную продукцию, но по сходной цене. Но я об этом предупреждаю и хочу сказать, что в наше время существует широкий выбор. А плюсы и минусы есть везде.

Виктор Митрофанович КУКОВСКИЙ:

— С некачественной пищевой продукцией я не сталкивался. Думаю, в этом есть заслуга моей жены. В основном по магазинам ходит она, очевидно, жена хорошо знает, где и что покупать. Я же недавно приобрел автомобиль. Доволен.

Думаю, у других людей возникают проблемы, потому что многие вынуждены жить на очень скромные средства, как говорится, выкраивают копейку. Я же никогда не покупаю дешевых вещей.

Марина и Мария, одиннадцатиклассницы:

— Некачественные, просроченные продукты питания — это просто норма нашей жизни. Нужно все проверять. Например, мы любим сладкие творожные сырки, но очень часто попадаются не сладкие, а кислые, с истекшим сроком годности. Приходится закатывать скандал, возвращать обратно в магазин. Продавцы не всегда идут навстречу и, бывает, упорно доказывают обратное.

Можно немало привести таких случаев. Мы покупали и "зеленую" колбасу, и мороженое, после которого, извините, потом долго болел живот. Наверное, это происходит из-за отсутствия должного контроля. Тут удивляться нечему.

Людмила Александровна, пенсионерка:

— Качество продуктов сегодня ужасное. Я со знакомыми эту тему обсуждаю ежедневно. Например, качественное сливочное масло в наши дни — редкость, хоть и развелось великое множество разных марок и фирм. Недовольна я молочными продуктами, особенно в летний сезон. Спрашиваю у продавцов: "Молоко свежее?" — "Свежее", — говорят. А дома при кипячении оно сворачивается. Цены растут, а качество товаров остается на прежнем, низком уровне. А колбасу даже мой кот не ест. Очевидно, мяса там нет, одни лишь красители и заменители.

Другие статьи этого номера