«Мне 17. Я — гот. Я не боюсь смерти»
(Из откровения девушки, синей тушью расписавшей лоб и щеки своего лица).
Полночь. Группа юношей и девушек гуляет между надгробными плитами. Все одеты в мрачную одежду. У кого-то шляпы на голове, у кого-то из девушек — вуали. Практически у каждого цепи или кресты. Говорят полушепотом, шутят про смерть…
Для Наташи такая обстановка привычна. Она — гот. У неё огненно-рыжие волосы. Ей 17 лет. Её рюкзак — в виде летучей мыши. И она не боится смерти.
— Нас, готов, часто путают с сатанистами и думают о нас бог знает что: будто мы не от мира сего, занимаемся черной магией, поклоняемся сатане и все в таком духе, — рассказывает Наташа. — Мы не такие, мы вовсе не сектанты или кто-нибудь в этом роде. Многие из нас верят в Бога, кто-то считает себя буддистом. Мы просто выделяемся из толпы, поэтому привлекаем к себе внимание.
Если верить интернет-энциклопедиям, то отличительные черты готов — это пристрастие к готик-року, мрачный имидж (черный цвет волос, ирокезы, кожаная одежда и соответствующая атрибутика и т.д.), интерес к мистической символике, декадансу, хоррор-литературе и фильмам.
— То, что о нас пишут, — правда лишь отчасти. Для того чтобы быть готом, вовсе необязательно одеваться во все черное, носить на шеи кресты и гулять на кладбищах, — уверяет Наташа. — Прежде всего нужно быть готом в душе. Это внутри. Оно просто раскрывается само в какой-то момент. Чтобы быть готом, нужно уметь переплавлять все свои эмоции — как позитивные, так и негативные (боль, отчаяние и подобные), в жизненную энергию. Мы черпаем силы из такой музыки, литературы, философии, которые других просто "грузят", депрессируют, кажутся слишком мрачными, "заумными" или слишком сложными.
Наташа окончила школу на отлично, учится на 1-м курсе вуза на факультете психологии. Её любимый цвет — фиолетовый. Она не курит и не пьет. Себя называет готом-вампиром.
— Большинство готов занимаются магией. Не только черной, как это принято думать, а магией в любом её проявлении, — говорит она. — Это вовсе не означает, что мы можем вызывать молнии или создавать огненные шары (хотя говорят, что такое тоже возможно).
На просьбу продемонстрировать что-нибудь сверхъестественное Наташа отвечает, что она не из тех, кто может это показать. По её словам, это можно только почувствовать.
— Таких, как я, называют энергетическими вампирами, — объясняет она. — Я занимаюсь энергиями. Если человек нездоров, могу при желании забрать боль, т.к. боль — это та же энергия. Могу быть и донором, но только в том случае, если тот, кто нуждается в энергии, тоже обладает магическими способностями. Могу заставить почувствовать тепло, холод, покалывание, как от тока, — тактильные ощущения.
Наташа не смотрит телевизор, потому что считает, что телевидение — для дураков. Любит своего кота по кличке Буч. Свободное время проводит на кладбищах.
— Для нас кладбище — это почти тот же парк. На кладбище действительно красиво, — убеждает меня Наташа. — Да, там все пропитано смертью. Но в ней нет ничего страшного или ужасного. Она — бесконечность в чистом виде, тишина, спокойствие. Мы не суицидники и не сумасшедшие, просто по-своему любим смерть. Она такая же, как и жизнь, она — ее продолжение. Большинство людей ничего не знают о ней, поэтому и боятся. Кстати, нас боятся по той же причине.
На каком-то кладбище, рассказывает Наташа, она с подругами видела привидение. Оно посмотрело на них и исчезло. Позже они выяснили, что это был дух женщины, погибшей в автокатастрофе.
— Глубокоуважаемая нами милиция порой думает, что это мы занимаемся вандализмом на кладбищах. Глупость, — говорит с улыбкой Наташа. — Единственное, что мы там делаем, так это просто гуляем или читаем надгробные надписи — они придают нам сил.
У Наташи на шее висит египетский анкх — основной символ готов, означающий вечную жизнь. Внешне он чем-то напоминает крест. Наташа вспоминает, что его ей подарил брат. По её словам, брата она любит почти так же сильно, как и кота.
На вопрос о духовном мире готов Наташа отвечает:
— Готическое искусство, будь то рисунки, музыка, книги или что-то еще, должно обладать одной-единственной характеристикой — атмосферой, соответствующей стилю "темной романтики". Если конкретнее, произведению должны быть присущи некие загадочность, мистичность, неопознанность. Так как точных критериев атмосферности нет, каждый понимает явление готики по-своему.
На её ногах огромные тяжелые ботинки. На плече — непонятная татуировка. О будущем не задумывается. Говорит, что каждый день может стать последним, поэтому она живет настоящим и берет от жизни всё, что может взять. Её сиреневая мечта — побывать на вершине горы Эверест.
— Каждый гот по-своему индивидуален. Люди думают, что все готы мыслят под копирку, что у нас одинаковые жизненные принципы, философия, мировоззрение. Это всё глупость, — убеждает она. — У субкультуры в принципе не может быть мировоззрения. Взять, к примеру, известную всем субкультуру — геев. Есть у них одно мировоззрение на всех? Нет. Гей-христианин и гей-атеист будут иметь разное мировоззрение, т.к. оно всецело зависит от социума, в котором человек жил с рождения, от воспитания и всего прочего, что сидит в голове человека с детства и основательно.
…Наташа признается, что боится щекотки. У неё проколоты язык и бровь. Говорит, что хотела бы вставить себе под кожу небольшой железный крестик, но родители ей этого никогда не позволят.
— Мне наплевать, как люди воспринимают меня, — продолжает она развивать свою идею. — Разве что мнение близких мне людей имеет значение. Единственное, за что немного обидно, так это то, что среди готов очень много тех, для кого готика — это не образ жизни, а всего-навсего стиль. Кстати, такие чаще всего и дают интервью: несут всякую чушь, которую вычитали на "готичных" сайтах, и думают, что очень умные. А кретинов ныне в журналистике — валом, а когда им еще и заправляют ерунду, которая основана на лжи с главного готического портала, становится ещё грустнее… Так что тебе повезло, потому что я рассказала правду, как она есть.
Д. ГРИБОВ.
_________________________
Выводы культуролога Дуньи Брилл о готической субкультуре:
Американский культуролог Дунья Брилл из Университета Сассекса в своей диссертации, посвященной культуре готов, пришла к удивительным выводам. Многие молодежные субкультуры побуждают людей бросать школу и совершать противозаконные поступки. Однако именно поклонники мрачной готической культуры получают хорошее образование, редко бросают школу и часто бывают первыми учениками. Эта субкультура пробуждает интерес к классическому образованию, особенно к искусству. По ее мнению как культуролога, готы обычно выбирают профессии, связанные с веб-дизайном, программированием или журналистикой.
Опыт обычных людей подтверждает выводы ученой дамы из Университета Сассекса. Как говорит врач стоматологической клиники "Архангел" в западном Лондоне и гот Дидье Голард, у него есть друзья готы, вполне преуспевающие. Среди них — зубной врач из Лиона, парочка поверенных, англиканский священник. Голард, которому 39 лет, отказывается носить белый халат и ходит в черной униформе. Сверля зубы, он слушает Nine Inch Nails и Killing Joke.
По словам Чока Хосейна, игравшего в готической группе Salvation, ныне руководителя фирмы звукозаписи, "готы обычно представляют собой странных интеллектуалов, которые видят мир по-другому".
Дунья Брилл утверждает, что готика — субкультура, чуждая насилию. "Я не знаю ни одного гота, который участвовал бы в осквернении кладбища или убивал кошек. Они любят свои кладбища и своих кошек", — говорит культуролог.