Вы говорите по-английски?

Возможно, скоро этот вопрос войдет в разряд риторических, так как владение английским языком станет непременным условием для поступления в вузы. А пока что школьникам предстоит освоить обязательное со следующего года тестирование.Украина стала членом Болонского процесса и взяла на себя обязательства по созданию общеевропейского образовательного поля. Это предполагает введение новых образовательных стандартов и, в частности, тестирование по английскому языку. Что это такое, первыми постарались узнать педагоги специализированной школы по изучению иностранных языков N 19 И.Г. Штрунц и Г.Е. Яковкина. Их коллеги Н.А. Крицкая и З.Е. Бессарабова оказывали методическую помощь.

Изучив вопрос, педагоги дали открытый урок, выступив перед другими учителями и методистами города. Дело в том, что уже со следующего года тестирование по английскому языку станет обязательным для всех выпускников общеобразовательных и специализированных школ. Грядущее новшество без преувеличения можно назвать революционным по сравнению с общеизвестной экзаменационной практикой.

Во-первых, оно предполагает свободное владение компьютером, считывает и сверяет ответы также компьютер. Выполнять задания нужно в строго оговоренной форме, иначе даже верный по смыслу, но ошибочно оформленный ответ машина не засчитает. Тестирование включает в себя проверку лексико-грамматических знаний, аудирование (понимание на слух), чтение и письмо. В частности, старшеклассникам будет предложено написать рассказ на заданную тему.

Рассказывает Ирина Георгиевна Штрунц:

— Важно познакомить ученика с самой стратегией тестирования, существенно отличающегося от традиционных экзаменационных форм. Здесь недостаточно просто заполнить ответный лист, сделать работу в тетради. Необходимо понимать, в каком виде должен предстать ответ. Например, предполагаемый квадрат в конкретном задании следует заштриховать, а не поставить галочку (крестик), иначе компьютер сочтет это неправильным. Речь идет о понимании самой инструкции тестирования. Или, например, может встретиться задание, не требующее дословного перевода, а только изложения сути текста. Если неверно понять, что требуется, будет упущено драгоценное время. Это принципиально новый подход, ориентированный на логическое мышление ребенка.

Рассказывает Зоя Евгеньевна Бессарабова, заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе (иностранные языки):

— Кроме того, вопросы тестирования предполагают более глубокое, чем давалось до сих пор, знание материала. Отечественные учебники уже не дают полной базы. На первый план выходит потребность в аутентичных изданиях, то есть в учебниках, изданных на родине изучаемого языка, при этом требуются глубокие страноведческие знания. Прежде эти разделы мы изучали в меньшем объеме.

Рассказывает Нина Анатольевна Крицкая, председатель школьного методического объединения учителей иностранных языков:

— Как уже говорилось, тестирование предполагает ограничение во времени. На подготовительном этапе это очень важный момент. Чтобы справиться с тестом, ребята должны быть готовыми самостоятельно добывать нужную информацию, вычленять главное и не отвлекаться по мелочам. Компьютер не экзаменатор — терпеть, направлять и уж тем более подсказывать не будет.

Вопросы "Как работать с тестами" и "В чем заключается методика проведения тестов?" были ключевыми во время проведения открытого урока для 16 преподавателей из разных школ. Он прошел на высоком современном уровне при помощи мультимедийного комплекса, интерактивной доски. Учителя и методисты ИПО Н.И. Шермазан, Т.Г. Степанченко высоко оценили работу коллег из 19-й школы и в дальнейшем будут руководствоваться их наработками. Ведь предстоящее тестирование на данном этапе — это экзамен не только для старшеклассников, но и для их наставников. И те, и другие впервые столкнулись с новыми требованиями. Момент, как говорится, исторический.

Может, потому так естественна тревога, которую, несмотря на успех в поставленной задаче, тем не менее выразили учителя. Подготовка к тестированию предполагает качественный уровень материально-технической базы школ, стопроцентную компьютеризацию школ в соответствии с количеством учащихся. Не хотелось бы, чтобы подготовка к тестированию выпускников начиналась с такого банального вопроса "Где взять компьютер?"

Другие статьи этого номера