Театр имени А.П. Чехова вновь принимает гостей

Лет 15-20 назад многие севастопольцы с нетерпением ждали апреля, чтобы, невзирая на весеннюю распутицу, отправиться в Ялту на традиционные Чеховские дни. Это там, в театре, носящем имя замечательного писателя, можно было посмотреть все самые яркие спектакли как наших творческих коллективов — почитателей Чехова — из Москвы, Ленинграда, Свердловска, Киева, так и зарубежных — из США, Англии, Норвегии, Венгрии… Это там, в Ялтинском театре им. А.П. Чехова, можно было наслаждаться игрой признанных мастеров отечественной театральной сцены — Смоктуновского, Ефремова, Лаврова, Яковлева, Калягина, Евстигнеева, Борисова, Савиной, Вертинской, Тереховой… Это там блистали великолепные исполнители — Спиваков, Хворостовский, Соловьяненко…
Но потом наступило новое время. В 1996 году театр им. А.П. Чехова был закрыт. Он все более и более разрушался и представлял собой печальное зрелище. Его реконструкция началась через десять лет по инициативе и за средства российской инвестиционно-финансовой группы «Национальная резервная корпорация», возглавляемой Александром Лебедевым. Строительство осуществляла ведущая в Турции строительная компания «ООО «Эрбек». За короткое время — два года — театр был воссоздан и оснащен высококачественным оборудованием, отвечающим современным требованиям.
Завершение реконструкции Ялтинского театра имени А.П. Чехова не случайно было признано одним из важнейших событий в культурной жизни Крыма. И сейчас, в преддверии летнего курортного сезона, деятельность театра набирает свои обороты. Афиша ближайших месяцев насыщена и богата прославленными именами. Особое место в числе гастрольных коллективов занимает Московский театр «Школа современной пьесы» под руководством Иосифа Райхельгауза. Разговор о театре состоялся на пресс-конференции, предшествующей началу гастролей. Но сначала, разумеется, о театре.

ЧЕХОВЫМ ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ

Этот театр имел знаковое значение буквально с первых дней его создания. И каким бы ни было его здание на протяжении своей истории — сначала деревянным, потом каменным, — все в нем привлекало и притягивало: красивые фасады, просторная сцена, уютный и в то же время вместительный зрительный зал, большие коридоры и фойе. Все это нравилось как актерам, так и зрителям, которые собирались на Южном берегу Крыма. На этой сцене играли ведущие российские и украинские актеры — М. Дальский, В. Комиссаржевская, М. Заньковецкая, выступали великие музыканты и исполнители — С. Рахманинов, Ф. Шаляпин, Л. Собинов.

Особая страница ялтинского театра — дружба с А.П. Чеховым. Не случайно белая чеховская чайка стала со временем эмблемой театра. Из-за болезни Антон Павлович не мог поехать в Москву, чтобы посмотреть спектакли, поставленные по его произведениям на сцене столичного МХАТа. В письмах к друзьям просил театр приехать в Ялту. Любовь артистов к Чехову была так велика, что они решили приехать в Крым в полном составе во главе с К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко. В канун этого знаменательного события в Ялте собрались друзья Чехова: Горький, Бунин, Куприн, Вересаев, Мамин-Сибиряк, Скиталец. Коллектив Московского Художественного театра привез "Чайку" и "Дядю Ваню" А.П.Чехова, а также "Одиноких" Гауптмана и "Гедду Габлер" Ибсена.

Трудно описать, что творилось в этот вечер в ялтинском театре, сообщала газета "Крымский вестник": "Восторги публики буквально доходили до неистовства, на сцену со всех сторон бросали венки, цветы, а под конец — шапки и перчатки. Все вызывали Чехова, и когда он появился перед зрителями, кто-то поднес ему пальмовую ветвь, перевязанную красной лентой с надписью: "Антону Павловичу Чехову, глубокому истолкователю русской действительности. 23 апреля 1900 г.".

Однако вскоре деревянный театр сгорел, и на его месте за короткое время был построен новый. И снова сюда приезжали столичные коллективы и прославленные оперные певцы и певицы, популярные в то время исполнители русских романсов: А. Вяльцева, М. Зорина, Н. Плевицкая, Варя Панина. На сцене ялтинского театра звучала мировая и отечественная музыкальная классика, в том числе произведения К. Сен-Санса, М. Мусоргского, Г. Венявского, А. Рубинштейна, А. Глазунова, А. Спендиарова.

Новая история — и новые страницы. Когда в апреле 1944 года фашисты отступали из Ялты, они подожгли здание театра. Ялтинцы с помощью бойцов 128-й Гвардейской стрелковой дивизии восстановили здание, и 6 августа 1944 г. на сцене театра первым выступил Сергей Лемешев. Здесь в разное время выступали Ф. Шаляпин, Л. Собинов, И. Козловский, А. Вертинский, К. Шульженко, М. Эсамбаев и многие другие.

ЗАНАВЕС ПОДНИМАЕТСЯ

О том, как начинается первое гастрольное лето Ялтинского театра им. А.П. Чехова, рассказали на пресс-конференции руководители театра и художественный руководитель Московского театра "Школа современной пьесы" Иосиф Райхельгауз. Состоялась также презентация книги известного режиссера "Мы попали в запендю".

Об авторе. Иосиф Райхельгауз окончил режиссёрский факультет ГИТИСа им. А.В. Луначарского в 1973 году в мастерской А.Д. Попова и М.О. Кнебель. Еще до поступления в театральный институт руководил "Студенческим театром" Ленинградского университета. По окончании института работал в ведущих московских театрах: "Современнике", театре им. К. Станиславского, Театре на Таганке, театре им. А.С. Пушкина, "Эрмитаже", театре Советской Армии. Ставил спектакли в театрах Москвы, городов России, за рубежом. В 1989 году создал и возглавил Московский театр "Школа современной пьесы". Севастопольцы запомнили его спектакли, показанные несколько лет назад на сцене театра им. А.В. Луначарского Любовью Полищук и Алексеем Петренко. Иосиф Райхельгауз известен как режиссер-постановщик телефильмов "Два сюжета для мужчин", "1945", "Из записок Лопатина", "Эшелон", "Картина", "Пришёл мужчина к женщине", "Всё будет хорошо, как вы хотели", "Уходил старик от старухи". Он ведет обширную педагогическую работу: проводит семинары для молодых режиссёров России, читает лекции и ведёт практические курсы актёрского мастерства и режиссуры в крупных университетах России и Запада. Выпустил две актерские мастерские во ВГИКе. Более тридцати лет преподает в РАТИ (ГИТИСе).

О книге. Журналистов, присутствующих на пресс-конференции, безусловно, заинтересовали новая книга режиссера и ее необычное название. В каждом театре есть такое место, где сидят актеры и из уст в уста передают эти смешные случаи из жизни, которые для околотеатральных и просто любящих театр людей становятся байками. Иосифу Райхельгаузу не раз приходилось быть свидетелем и участником таких историй, а еще больше — слышать от очевидцев. В книгу (название которой — от Чехова) вошло около 150 театральных баек и коротких рассказов, записанных автором в разные годы. Их героями стали Валентин Гафт и Олег Табаков, Галина Волчек и Анатолий Васильев.

О театре "Школа современной пьесы". Театр родился в 1989 году на первой волне перестройки. Накопив силу в среде рвавшейся к творческой свободе российской интеллигенции конца 80-х годов, эта волна выплеснула на берег немалое количество экспериментальных студий, "подвальных" театров и творческих лабораторий, значительная часть которых просуществовала недолгий век. "Школа современной пьесы" оказалась среди тех немногих, кто выдержал конкуренцию и встал вровень с театрами, имевшими долгие и славные биографии. Театр занял свою собственную нишу, в которой до сих пор чувствует себя весьма просторно: нишу современной драматургии. "Школа" строит свою работу на традиционных принципах российского репертуарного театра: в ней трудится постоянная труппа — команда единомышленников, объединенная общими взглядами на художественное творчество. За 20-летний период своего существования театр представил публике более 40 премьер. Почти все они были мировыми. Значительная часть пьес была написана авторами специально для театра "Школа современной пьесы".

Поиск, эксперимент, необычные проекты, новые лица, нетривиальные приемы — эти характерные черты составляют почерк театра, достигшего зрелости, не растеряв ни капли молодости. В афише театра сегодня 18 спектаклей. Среди них: "Записки русского путешественника" и "Город" одного из самых востребованных российских драматургов Евгения Гришковца; "Своими словами" — пьеса без драматурга, оригинальный спектакль, придуманный Иосифом Райхельгаузом как каскад актерских импровизаций на заданные сюжеты; "Русское варенье" — пьеса выдающейся писательницы Людмилы Улицкой; трилогия "Чайка" — три версии чеховского шедевра. Наряду с новыми названиями в репертуаре театра продолжают жить спектакли, поставленные в первые годы его существования. До сих пор с аншлагом идет лирическая комедия "Пришел мужчина к женщине" — спектакль по пьесе Семена Злотникова, "Ниоткуда с любовью" И. Бродского, а также "Вредные советы" — фолк-рок-рэп-поп-фантазия для взрослеющих детей и их родителей.

В спектаклях заняты народные артисты России Татьяна Васильева, Ирина Алферова, Альберт Филозов, Михаил Козаков, Владимир Качан, Владимир Шульга, Юрий Чернов, заслуженные артисты России Нина Шацкая, Ольга Гусилетова, Саид Багов, Анжелика Волчкова, артисты Олег Долин, Екатерина Директоренко, Татьяна Циренина, Степан Рожнов.

Вот таким ярким и насыщенным будет начало нового театрального сезона в Ялтинском театре им. А.П. Чехова. А дальше — больше и интереснее.

Другие статьи этого номера