Неутомимый Биллингс —

путешественник, картограф, мореплаватель, первый профессиональный черноморский гидрограф, один из тех, кто стоял у истоков основания Севастополя. В эпоху полной автомобилизации и компьютеризации пешие прогулки выглядят анахронизмом. Даже расстояние в одну остановку стараемся проехать. 1000-километровый переход «на своих двоих» для нас — невероятный подвиг, достойный Книги рекордов Гиннесса!

С ЛЕГКОЙ РУКИ МАТУШКИ-ИМПЕРАТРИЦЫ

Для Джозефа (или как его называли в России — Иосифа Иосифовича) Биллингса (1759-1815 гг.) такой путь был бы только эпизодом его шестилетней Северо-Восточной географической и астрономической экспедиции. Руководство этим нелегким предприятием возложила на 26-летнего англичанина сама матушка-императрица. И не ошиблась. Итогом его путешествия явились следующие достижения: первое описание хребтов Черского и Верхоянского, составление серии карт побережья Охотского моря, Чукотки. Им лично проводились многочисленные астрономические измерения, необходимые для построения карт. (К слову, маршрутными картами внутренней части Чукотки, что были выполнены экспедицией Биллингса, пользовались вплоть до 1931 года, что говорит о высокой их точности).

Могут найтись скептики, которые возразят, что 6 лет — не самый длительный срок путешествий; мол, Биллингсу была, вероятно, в новинку безграничность северных просторов. И будут глубоко не правы! У молодого Джозефа к этому времени за плечами уже был опыт участия в одной из самых захватывающих экспедиций XVIII столетия — в третьем (и последнем) плавании известного мореплавателя Джеймса Кука, которое длилось с 1776-го по 1780 год. Маршрут плавания охватывал огромное пространство от Британии до Новой Зеландии, от острова Таити до Аляски, от берегов Чукотки до Гавайских островов. На последних и произошло событие, известное большинству из нас по песне В. Высоцкого "Зачем аборигены съели Кука?"

ЗАЧЕМ ОНИ ЭТО СДЕЛАЛИ?

Причина гибели своего капитана была хорошо известна Биллингсу. Кук, решив провести зиму 1778-1779 годов на тёплых Гавайских островах, высадился на одном из них. Островитяне приняли предводителя белолицых англичан как божество, против чего тот не стал возражать. Но служение новому "богу", абсолютно не бескорыстному, оказалось для туземцев слишком хлопотным. А когда Дж. Кук 14 февраля 1779 года арестовал старого вождя с сыновьями, руки гавайских воинов потянулись к оружию. Решительный капитан первым выстрелил в окруживших его аборигенов. Завязалась рукопашная, в ходе которой великий мореплаватель погиб, тело его было разрублено на куски и отослано всем вождям острова. (Поедание тела сильного врага, по верованию многих народов, должно было придать новых сил и мужества). Правда, часть останков вскоре была возвращена англичанам, и те торжественно предали их морю. Экспедиция возвратилась в Британию.

Биллингс отправился в это морское путешествие 17-летним парнем, а вернулся опытным штурманом. Казалось, есть повод угомониться, зажить нормальной размеренной жизнью. Но путеводная звезда приводит Биллингса в Россию. В Адмиралтействе он доказывает свой высокий профессионализм. И в 1785 г. начинается его новая, теперь уже сухопутная, одиссея, которая упоминалась выше.

ПЕРЕВОД НА ЧЕРНОЕ МОРЕ

По возвращении из восточного края империи в Санкт-Петербург И.И. Биллингс недолго оставался на месте. В 1795 г. он был переведен на Черное море. Сие событие следует считать историческим, так как сразу же по прибытии в Севастополь у Биллингса выходит одна из первых российских карт Чёрного моря! Называлась она "Карта от Карантинной бухты до Акермана, от оного до Константиновской батареи" и содержала сведения о глубине Севастопольской бухты, рельефе берегов, лесах и населенных пунктах.

В 1797 году И.И. Биллингс получает звание капитана 1 ранга и становится командиром фрегата "Святой Андрей". Каким был этот корабль, который можно считать одним из первых гидрографических судов на Черном море?

"Святой Андрей" был линейным фрегатом, то есть способным сражаться в линии. Его размеры лишь немного уступали линкорам: длина — 150 футов, ширина — 40 футов, осадка — 15 футов. Фрегат был спущен на воду 11 апреля 1786 года; имел на вооружении пушки различных калибров. (В то тревожное время только хорошо вооруженный корабль мог беспрепятственно выполнять гидрографические изыскания).

Новоиспеченный командир фрегата вскоре отправляется к неспокойным берегам Тамани, затем курсирует вдоль южных и западных берегов Крыма. Итог — первое отечественное руководство для плавания по Черному морю — "Описание берегов Черного моря, простирающегося от Ахтиара до Кубани и от Ахтиара до Овидиополя. Приложение к картам и видам, сочиненное Флота капитан-командором Биллингсом 1797 года". В небольшой рукописи автор привел краткий обзор побережья в обе стороны от Севастополя. Производя астрономические определения координат, Биллингс прошел почти тысячу километров малоизвестной в России земли. Чуть позже — в 1797-1799 гг. — выходит и атлас "Карты и виды Черного моря, принадлежащие Российской империи". Как отмечают специалисты-картографы, карты, составленные Биллингсом, значительно превосходили по точности своих предшественников. Только через 10 лет после этих карт Биллингса появятся другие черноморские карты.

Жаль только, что среди известных топонимов Севастополя нет ни одного, связанного с именем этого путешественника, картографа, мореплавателя, первого профессионального черноморского гидрографа.

Другие статьи этого номера