«Виват, Екатерина! Виват, Севастополь!»

— такими громкими, дружными, радостными возгласами встречали севастопольцы яркий театрализованный торжественный кортеж, который прошел от Графской пристани до кинотеатра «Украина». Севастопольцы хотели быть в гуще и сами вливались в массовку, одетую в форму солдат и моряков разных эпох и разных войн, шли рядом с оркестрантами, конницей, императорской каретой и свитой, и чувствовалась такая приподнятость, такая эмоциональность, которая сопровождает самые важные праздники и исторические события.

Обращаясь к горожанам, председатель Севастопольского горсовета В.В. Саратов сказал:

— Этим событием — презентацией фильма "Екатерининский путь" о прибытии в Севастополь Екатерины II и ее верного спутника выдающегося человека Григория Потемкина — мы начинаем празднование 225-летия Севастополя. Они основали и подарили нам этот прекрасный город, который полностью оправдал свое назначение всей своей героической историей. К великому сожалению, ушел из жизни выдающийся скульптор, автор проекта памятника Екатерине II Станислав Александрович Чиж. Но памятник готов, и у нас впереди большое событие — установка его в канун Дня города. Хочу поблагодарить создателей фильма, актеров, всех причастных к этому событию севастопольцев и заверить: Севастополь был, есть и будет!

Итак, севастопольцам был представлен независимый ТВ-проект "Севастопольские рассказы. Путешествие в историю с Игорем Золотовицким" и конкретно его первая часть — историко-документальный фильм "Екатерининский путь". Цикл разработали московские кинематографисты студии "Лавр" при участии севастопольской промышленной группы "Таврида-Электрик" (генеральный директор — А.М. Чалый). Всего в этой серии будет пятнадцать фильмов, и предполагается, что по окончании съемок все они будут показаны Первым каналом в 2009 году.

Предваряя показ фильма в переполненном зале кинотеатра "Украина" (а для тех, кому не посчастливилось попасть в зал, фильм демонстрировали на выносном экране на улице), режиссер Александр Бруньковский сказал:

— Телевизионный многосерийный проект "Севастопольские рассказы. Путешествие в историю c Игорем Золотовицким" не имеет никакого отношения к одноименному произведению Льва Толстого. И не является его экранизацией. Общее лишь место действия — Севастополь. Наш цикл охватывает 225-летнюю историю Севастополя — знаменитого города с драматической судьбой. С момента своего основания Екатериной Великой этот город находился (и находится) на перекрестке цивилизаций и культур. Он вызывал восхищение и раздражал. Защищал и первым принимал удар на себя. Этот город занял прочное место в отечественной и мировой истории и вычеркнуть его из памяти нельзя. Мы решили оживить некоторые ключевые страницы отечественной истории и показать, как это было.

О МИССИИ ИСТОРИКОВ И ЦАРСКИХ ШАРОВАРАХ

Автор сценария почти всех фильмов цикла Елена Полякова уточнила:

— Это фильм не о городе-герое, а фильм о городе героев. Мы избрали именно такой путь — показать важные события истории Севастополя через конкретные судьбы, яркие эпизоды из жизни людей, так или иначе связанных с городом. Сейчас на нашем ТВ появилось огромное количество исторических фильмов и программ. Это очевидное доказательство того, что история интересна, люди хотят знать о своем прошлом, то есть о самих себе, как можно больше и без купюр. Значит, мы со своим проектом стопроцентно попадаем в зону пристального внимания зрителей. Понятно, что это обстоятельство не облегчает нам жизнь. Вот и хорошо. Выискивать незатертые факты, малоизвестные истории — очень увлекательное занятие. У нас нет никакого желания одни штампы менять на другие. Мне кажется, что миссия истории — не плодить верующих, а увеличивать число думающих. Хочется заинтересовать, дать повод размышлять, почему события развивались так, а не иначе, пробудить желание взять в руки книгу (а лучше — не одну). Я, например, могу броситься в объяснения, что последний российский император был такой-сякой, а могу рассказать, что после убийства в 1918 году царской семьи среди вещей Николая были найдены военные шаровары, в которых он работал, пилил дрова. Они с заплаточками и памяткой в углу левого кармана: "изготовлены 4 августа 1900 года, возобновлены 8 октября 1916 года". Вот и думайте.

И зрители думали и внимали всему тому, что видели на экране. А показано нам было удивительное шестимесячное путешествие императрицы Екатерины II практически со всем ее двором из Петербурга в Крым — через заснеженные поля России к Черному морю… Свита, дипломаты, послы, вельможи, придворные… Менялись пейзажи, кареты, лошади, действующие лица и декорации… И все это подавалось достоверно, исторически точно и в то же время лукаво. Весь фильм пропитан юмором, даже иронией.

В сценарии масса анекдотов и забавных случаев, часто менявших ход истории. То же и в кадре: "потемкинские деревни", нарисованные на куске фанеры, морские пейзажи и старинные портреты, которые неожиданно оживают (так, портрет князя Потемкина превращается в загримированного Игоря Золотовицкого). Зал принимает этот язык и этот рассказ о "потемкинских деревнях", зал смеется и взрывается аплодисментами.

КАК ВАЖНО НЕ БЫТЬ СЕРЬЕЗНЫМ

О том, почему выбран именно такой стиль изложения, почему здесь "важно не быть серьезным", нам рассказала Светлана Резвушкина — продюсер, режиссер проекта, гендиректор студии "Лавр":

— Не все зрители готовы воспринимать серьезную информацию в серьезной "упаковке". А в развлекательной, живой форме — пожалуйста! За рубежом это уже давно поняли, и там в направлении infotainment — "информируя, развлекать" (гибрид англ. слов information — информация и entertainment — развлечение) — успешно работают целые телеканалы. Нам освоить этот пласт еще только предстоит. Вообще таких проектов, как "Севастопольские рассказы", должно быть много. Благодаря им телевидение сможет выполнять свою важную общественную функцию — просветительную. Я думаю, что у проектов в стиле infotainment хорошие перспективы, особенно в связи со скорым развитием у нас цифрового ТВ и прогнозируемым ростом числа специализированных телеканалов. Что касается "Севастопольских рассказов", то мне приятно, что именно наш проект выступает в роли первопроходца этого жанра. История может быть рассказана ярко и нескучно, и мы это докажем!

Ну а то, что зрители прекрасно понимают новый язык, что они с удовольствием включаются в условия игры, подтверждала сама встреча героев фильма на улицах нашего города. Севастопольцы не просто аплодировали и приветствовали гостей. Они совершенно искренне обращались к актрисе — исполнительнице роли императрицы: "Виват, Екатерина!"

И величавая, невозмутимая, сдержанная императрица — актриса Валентина Шульга — на пресс-конференции моментально преобразилась:

— Знаете, я не ожидала, что меня так будут принимать севастопольцы на улицах города! Они встречали Екатерину! Я до сих пор еще не пришла в себя. Мистическое состояние! А ведь это была не игра, я отвечала на взгляды людей, я смотрела в их лица.

И ИМПЕРАТРИЦА, И ДАША СЕВАСТОПОЛЬСКАЯ

Об императрице "родом из Останкино" рассказал режиссер-постановщик Александр Бруньковский:

— "Императрицу Екатерину" (ее сыграла Валентина Шульга) мы пригласили в проект из Москвы. Оторвали её от работы в Останкинском телецентре и со свитой, как полагается, вывезли на съемки в Крым. Она не возражала. И вела себя по-царски. В массовые сцены и на эпизодические роли мы намеренно пригласили актеров севастопольских театров и непрофессионалов, жителей Севастополя. Искренняя любовь к своему городу и к кино дает им силы и талант чудесно играть легендарных народных героев. Например, в сестру милосердия Дашу Севастопольскую замечательно перевоплотилась редактор местной студии телевидения Елена Делендриева. Наш проект оказался на стыке жанров, в нем смешались законы игрового и документального кино. Мы постарались рассказать о давно прошедших событиях с помощью "реконструкции" и сделать это максимально свободно, сосредоточиваясь на главном, и, надеюсь, ненаукообразно и нескучно. И в то же время достоверно, в деталях, наглядно, показывая суть. Мы ведем съемки в местах, где реально происходили те или иные исторические события. Консультируемся с авторитетными научными сотрудниками, учеными, военными, моряками, используем подлинные предметы быта, оружие, костюмы. В результате возрождаем атмосферу эпохи и все вместе живем в ней, нередко делая для себя открытия, как в научной экспедиции. Здорово, когда ты видишь, что члены съёмочной группы, кроме выполнения своих профессиональных обязанностей, включены в процесс простого человеческого познания… "Как это было тогда?"

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭПОХАМ

Одной из наиболее запоминающихся сцен фильма стало явление Российского флота в Ахтиарской бухте. Красавцы-корабли с белоснежными натянутыми парусами демонстрировали истинную мощь флота, обосновавшегося на южных рубежах России. А залпы раскатистого салюта, которым моряки приветствовали императрицу, был слышен, как уверяют, даже на турецком берегу. Это еще один пример того, что авторы фильма не скрывают условности своего "путешествия" по различным эпохам. Оно и понятно: задачи построить в натуральную величину старинный российский флот не ставилось.

— Да и не делает так уже никто в век компьютерных технологий, — говорит художник-постановщик проекта Марат Ким. — Сейчас в кино больше в ходу все тот же стиль "потемкинских деревень" — эта манера, придуманная и успешно опробованная князем Потемкиным-Таврическим. Так что умелые руки, смекалку и мастерство сделать из мухи слона (или из фанеры — хатку или буренку) пока никто не отменял! Мы делаем фильм "без подстав". Если наша "императрица" держит крупным планом чернильницу — это подлинная чернильница XVIII века! Интерьер царской кареты скопирован нами с реальной кареты Екатерины, выставленной в Оружейной палате. На "нашей" Екатерине — настоящее церковное золотое шитье! А ее дорожный костюм с муфтой ничем не отличается от того, в котором изображена российская императрица на парадном портрете XVIII века.

Теперь о том, как мы "оживляли" картины. Я "размножил" в компьютере отсканированную гравюру, затем "разрезал" каждую копию "на части", дорисовал сушу — и вот уже готов старинный мультик: галера поплыла направо, лодочка — налево… А царский кортеж из карет мы сделали в виде игрушечных макетов из пенопласта. Их мы и выстроили цугом на ступеньках дворца.

ЕСЛИ БЫ ПОЛИТИКИ ЗНАЛИ ИСТОРИЮ…

Все это путешествие в историю было бы невозможным без главной фигуры — Рассказчика, который "держит" весь фильм, живет в двух измерениях, почти постоянно присутствуя в кадре или за кадром. Его, конечно, трудно не заметить — при выдающемся росте в 196 см! На эту ключевую для проекта роль был приглашен известный актер театра и кино, заслуженный артист России Игорь Золотовицкий. Его Рассказчик комментирует исторические события из дня сегодняшнего. Но время от времени, благодаря своему удивительному таланту перевоплощения, актер становится непосредственным участником тех далеких событий, о которых так эмоционально рассказывает.

— Этот фильм — вне политики. Вне национальности, — рассказывает заслуженный артист России Игорь Золотовицкий. — Я взялся за "Севастопольские рассказы", потому что ничего подобного еще не делал. Хоть это и банально звучит, но мы истории своей не помним. И до чего же интересно ее узнавать! Вообще многих ужасных исторических ошибок могло не случиться, если бы политики хорошо знали историю. Так что правду говорят: дурак учится на своих "шишках", а умный — на чужих. В нашем фильме модное словечко "патриотизм" воспринимается совсем иначе. Ведь все эти реальные люди, о которых я рассказываю, и были настоящими патриотами. В подлинном, непафосном смысле этого слова. Хотя необязательно все они были русскими — начиная с императрицы Екатерины, которая, как известно, по происхождению немка… Выражаясь языком социологов, наш фильм будет интересен всем "категориям" зрителей. Его можно показывать даже грудничкам — ведь любознательность проявляется с пеленок. Летом 2007 года в Крым на съемки нашего фильма я взял моего младшего сына Сашу, ему десять лет. В серии про оборону Севастополя времен Крымской войны режиссер Александр Бруньковский доверил ему важную роль — барабанщика. Сын очень серьезно отнесся к своему дебюту в кино и вообще к нашему фильму. А недавно заявил мне, представьте, что решил стать… историком. Вот такая история!

СЪЕМКИ ПРОДОЛЖАЮТСЯ

Ныне завершены съемки девяти (из пятнадцати) фильмов цикла "Севастопольские рассказы". Среди них: "Екатерининский путь", "Крымская война" (две части), "Оборона Севастополя", "Мятежные корабли. 1905 год", "Красные на Черном", "Уходили мы из Крыма…" Консультанты — Алексей Литвин, Юрий Падалка, Екатерина Алтабаева.

Презентация фильма "Екатерининский путь" стала большим подарком Севастополю в дни празднования его юбилея.

Другие статьи этого номера