В преддверии Пушкинских дней (6 июня — день рождения поэта) в Севастополе, в одном из старейших Домов культуры «Корабел» Нахимовского района, была проведена музыкальная гостиная памяти великого русского поэта. Это был музыкально-литературный театр одного актера, вернее сказать, одной певицы. Итальянские арии, русские романсы, пушкинские стихи и рассказ об удивительном вечере оперной музыки далекого 1826 года прозвучали в исполнении Екатерины Терентьевой.Внимание слушателей было приковано к истории "утаённой любви" поэта к Марии Николаевне Волконской, дочери генерала 1812 года Н.Н. Раевского. Она стала крымской музой Пушкина.
"Счастливейшие минуты жизни моей провел я посереди семейства почтенного Раевского", — писал он брату Льву. Крымские летние дни 1820 года в обществе 15-летней Мари Раевской стали источником вдохновения для Пушкина.
Последняя их встреча состоялась в заснеженной Москве. 27 декабря 1826 года поэт присутствует на прощальном музыкальном вечере, устроенном в честь той, которая некогда своим пением пробуждала в нем чувства нежной юношеской любви.
В своих "Записках" княгиня Волконская упоминает об этом незабываемом вечере. Муж Марии Николаевны Сергей Григорьевич Волконский, декабрист, находился в Сибири в ссылке. Его брат Никита Григорьевич этой участи избежал. Женой Никиты Григорьевича была Зинаида Александровна Волконская. Её московский дом на Тверской был и музеем, и театром. Зинаида Волконская украшала свой салон прекрасным пением и постановкой оперных спектаклей. Зная страсть Марии к музыке, Зинаида Александровна пригласила всех итальянских певцов, которые были тогда в Москве, и несколько талантливых певиц. Прекрасное бельканто приводило Марию Николаевну в восхищение, а мысль, что это невозможно будет услышать в изгнании, делала его ещё прекраснее. "Пушкин, наш великий поэт, — пишет М.Н. Волконская, — тоже был здесь… он хотел передать мне свое "Послание узникам" ("Во глубине сибирских руд")… но я уехала в ту же ночь, и он передал его Александрине Муравьёвой". Другой поэт России, Н.А. Некрасов, в своей поэме "Русские женщины" посвятил этому вечеру целую главу.
Программу концерта, воссоздающего атмосферу того вечера, Екатерина Терентьева подготовила к 200-летию со дня рождения М.Н. Волконской.
В ноябре 2005 года премьера состоялась в Институте мировой литературы Российской Академии наук в Москве. Осенью 2006 года программа была представлена участникам научной конференции "Воронцовские чтения" в Алупкинском дворце. А 24 мая 2008 года в историческом центре Севастополя на Корабельной стороне в Доме культуры "Корабел" поклонники Пушкина попали в музыкальную гостиную, воскресившую традиции русских музыкальных вечеров при свечах. Гостеприимные хозяйки этого храма культуры директор Т.М. Шкейрова и замдиректора В.Г. Агафонова сделали вечер незабываемым как для исполнительницы арий Дж. Каччини, А. Страделлы, Дж. Россини, В. Беллини, романсов Н. Римского-Корсакова "Редеет облаков летучая гряда", А. Алябьева "Соловей", так и для слушателей, поддержавших идею возрождения традиций оперного пения в нашем городе.
Екатерина Терентьева, исполнительница ведущих партий сопранового репертуара, таких как Татьяна в "Евгении Онегине", Лиза в "Пиковой даме" П. Чайковского, Виолетта, Аида, Леонора, Джильда в операх Дж. Верди, Чио-Чио-сан, Тоска в операх Дж. Пуччини, принимавшая участие в концерте-открытии Клуба русской классической музыки в Лондоне, в настоящее время живет в Севастополе. Являясь членом Севастопольской Торгово-промышленной палаты и руководителем кластера "Музыкальное наследие", певица предложила проект международного оперного фестиваля к 225-летию Севастополя, а в конечном итоге — создание профессионального оперного театра в городе, "достойном поклонения".
Так пусть же пушкинский вечер на Корабельной стороне станет ступенькой севастопольского "Ла Скала" (напомним, что слово это означает "лестница") и будущие поколения севастопольцев смогут вслед за великим нашим поэтом воскликнуть: "Уже темнеет вечер синий, пора нам в оперу скорей…"