Интерес к Островскому не проходит

Подарок от «Мастерской П. Фоменко» и банка ВТБ к юбилею города.
В течение двух дней севастопольцы имели возможность познакомиться с творчеством Московского театра «Мастерская П. Фоменко», привезшего в наш город один из своих знаменитых спектаклей — «Волки и овцы» по бессмертной пьесе Александра Островского. Этот спектакль, очень бережный по отношению к классику, открывающий совершенно новые грани этого произведения, прошел на сцене театра Черноморского флота им. Б. Лавренева. Гастроли театра стали возможны благодаря поддержке Банка ВТБ. В преддверии встречи со зрителями с севастопольскими журналистами встретились руководство театра, ведущие актеры, занятые в спектакле, и руководство Севастопольского филиала Банка ВТБ.

Андрей ВОРОБЬЕВ, директор театра "Мастерская П. Фоменко":

— Мы были в Севастополе 15 лет назад, когда самого театра еще не было — документы по его созданию находились в стадии оформления. Тогда на фестивале "Херсонесские игры" мы показывали спектакль Евгения Каменьковича "Двенадцатая ночь" и получили Гран-при фестиваля. Это была одна из наших первых наград. И спустя 15 лет мы рады привезти спектакль уровня "Двенадцатой ночи" — "Волки и овцы" в постановке Петра Наумовича Фоменко, получивший Гран-при на Международном театральном фестивале "Контакт" в Польше в 1993 году. Этот спектакль был создан еще до того, как начался театр, он был поставлен на курсе Российской академии театрального искусства. Многим спектаклям нашего репертуара удается прожить большую жизнь, но "Волки и овцы" — это настоящий долгожитель, прошедший испытание временем. Мы его очень любим и дорожим им. Я хотел бы отметить, что наши гастроли по Украине не были бы возможны без помощи наших друзей — Банка ВТБ. Они для нас не спонсоры, они — меценаты, которые оказывают поддержку многим нашим проектам. Хотел бы добавить, что наши выступления в Севастополе не являются коммерческими: первый спектакль — для моряков Черноморского флота — вообще бесплатный, а весь сбор от второго пойдет театру имени Б. Лавренева.

Геннадий КАКОВКИН, директор Севастопольского филиала Банка ВТБ:

— Я думаю, что гастроли "Мастерской П. Фоменко" действительно стали подарком севастопольцам к юбилею города, ведь всегда приезд театра такого ранга — это значимое событие в нашей культурной жизни. Банк ВТБ действительно является меценатом многих начинаний в культурной жизни России, Украины, других стран СНГ, выступает с поддержкой коллективов различной направленности, если говорить именно о театре. Назову лишь несколько коллективов, в жизни которых банк либо принимает непосредственное участие, либо входит в попечительский совет. Ни одна премьера Государственного Большого театра не проходит без участия Банка ВТБ. Давно выстроены дружеские связи с Государственным академическим Мариинским театром; Фонд развития Государственного Русского музея, Фонд старинной музыки в Москве. В Крыму уже давно дружим и оказываем финансовую помощь Дому-музею Максимилиана Волошина в Коктебеле. Оказываем поддержку Львовскому театру оперы и балета, который сейчас готовит масштабную премьеру "Дон Кихота". Мы прекрасно понимаем, что финансовый мир и мир культуры, на первый взгляд, — это разные грани бытия, но сегодня они объединились, и результат этого — приезд в Севастополь Московского театра "Мастерская П. Фоменко".

Галина ТЮНИНА, заслуженная артистка РФ, исполнительница роли Глафиры Алексеевны:

— Что необычного в этом спектакле? Наверное, то, что он начинался как самостоятельный отрывок китайской студентки режиссерской группы курса Петра Наумовича Ма Чжен Хун. Фоменко бережно продолжил ее работу, выткав по канве хрестоматийной пьесы легкий сценический рисунок. Этот спектакль, очень бережный по отношению к классику, открывает в произведении совершенно новые грани. Здесь и переливы света, и "разомкнутость" пространства, и легкая грусть, и поэзия ушедшего мира русской усадьбы — чеховский импрессионизм, и, конечно, юмор. Собственно, сюжет пьесы — аферы с векселями — подается остро, подчас гротескно. Современные ассоциации не подчеркиваются режиссером, они приходят сами собой. Это абсолютно классический спектакль, без всяких неожиданных моментов современности и новых решений и видения режиссера. Все архаично и, можно сказать, старомодно. Нам трудно судить со своей стороны.

Полина КУТЕПОВА, заслуженная артистка РФ, исполнительница роли Евлампии Купавиной:

— Обычно "жизнь" спектакля — не более пяти лет, держать его в репертуаре дольше — трудно. А "Волки и овцы" играется уже 15 лет. Это замечательная пьеса. Мы пытались ее "прекратить", считая, что она уже очень старая, но нам не удалось этого сделать. До сих пор в Москве на нее ходят, мы даже не знаем, остался еще в столице человек, не посмотревший ее. Быть может, это связано с интересом зрителей к Островскому. Сейчас мы поставили еще одну его пьесу, "Бесприданницу", и на нее тоже зритель идет с удовольствием.

Кирилл ПИРОГОВ, заслуженный артист РФ, исполнитель роли Клавдия Горецкого:

— Почему не приехал сам Петр Наумович? С одной стороны, он не совсем хорошо себя чувствует, все же большой жизненный путь за плечами. А с другой — он на них (плечи. — Ред.) еще и огромнейшую обузу взвалил, год назад набрав стажерскую группу при театре. У нас сейчас в театре 20 молодых актеров и режиссеров, которые только недавно окончили различные театральные институты, учились в других школах, у других мастеров. До этого, все время своего существования, наша "Мастерская" пополнялась только выпускниками РАТИ. Сейчас же Петр Фоменко вместе со стажерами репетирует "Сказки Арденнского леса" по пьесе Шекспира на музыку Юлия Кима, работает по 13-14 часов в сутки. Однако будет это спектакль для зрителей или останется всего лишь "внутренней" работой, пока говорить трудно.

Быть может, севастопольцы когда-нибудь увидят и "Сказки Арденнского леса"…

Другие статьи этого номера