Столетие севастопольской караимской кенасы

Как уже сообщала «Слава Севастополя+», кенасе — храму караимов — исполнилось 100 лет. Об истории севастопольской кенасы, традициях и современной жизни караимов рассказывает председатель ассоциации «Фидан» Евгений БАККАЛ.

"Крымские караимы — коренной народ Крыма, объединенный общностью крови, языка и обычаев, осознающий собственную этническую индивидуальность, кровное родство с другими тюркскими народами, самобытность культуры и религиозную самостоятельность. Испытывают особые чувства к Крыму как к исторической родине, дружеское расположение к другим народам и конфессиям, уважают их самоидентификацию".

Самоидентификация крымских караимов (караев).

_________________

Кенаса была построена в 1896-1908 годах на улице Большой Морской, рядом со старым зданием по причине увеличения численности караимской общины. Освящена 14 мая 1908 г.

Здание одноэтажное, двусветное, прямоугольное в плане, стиль эклектический с преобладанием элементов барокко (архитектор А.М. Вейзен). Стены облицованы инкерманским камнем, фасады украшали многочисленные архитектурные детали ручной работы. Вход в кенасу (с северной стороны) был оформлен колоннами и фронтоном. Внутри — большой зал. Снаружи здание ограждала ажурная металлическая решетка.

Религиозное общество при кенасе действовало до 1931 г. Потом храм закрыли. Здание передали под клуб караимов и крымчаков, позднее — под пионерский клуб. Во время Великой Отечественной войны здание сильно пострадало: были разрушены крыша и торцовый фасад).

В 1953 году по проекту архитектора А.В. Бобкова здание было восстановлено, а главный вход с северного фасада перенесли на южный. В помещении разместился спортивный зал общества "Спартак". Ныне здесь расположена детско-юношеская школа олимпийского резерва по боксу. Здание считается памятником архитектуры.

_________________

— Расцвет религии караимов пришелся на VIII-ХII вв. Караимизм исповедовали иранцы, арабы, евреи, греки из общин на территории нынешних Ирана, Ирака, Сирии, Египта, Израиля, Турции. Издавна учение попало в Крым. В VIII в. распространилось среди хазар. В России, включая Крым, учение исповедовали только крымские караимы-тюрки и русские, выходцы из казачьих станиц Северного Кавказа и Астраханской губернии.

Караимские храмы — кенасы — ориентированы алтарем на юг. В северной части здания — зарешеченный балкон для женщин с отдельным входом (до замужества женщины не посещали кенасу). Храм убирали коврами. К нему примыкал дворик с виноградной беседкой. Перед молитвой совершали омовение. В храм входили без обуви. Словесному раскаянию караимы предпочитают добрые дела, следуя мудрости "Путь на Небо начинается с Земли". Кстати, фонтан для омовения сохранился и находится сейчас у южного входа.

До революции в России было 20 кенас, из них 11 в Крыму, где последний действующий храм был закрыт в 1959 г. в Евпатории. Евпаторийские кенасы вновь открыты в 1999-2005 годах. Сохранились здания кенас в Киеве, Харькове, Симферополе, Бахчисарае, но используются не по назначению. На территории бывшего СССР кенасы действуют только в Евпатории и Литве (Вильнюс, Тракай).

Газаном (священнослужителем) севастопольской кенасы с 1911-го по 1930 г. был известный караимский деятель Тобия Сима Леви-Бобович (1879-1956). После закрытия кенас в Советском Союзе он в 1934 году стал главным газаном в общине караимов Каира и выполнял свои обязанности вплоть до смерти в 1956 году. Он был одним из трех человек, которым было поручено написать историю крымских караимов. Тобия Бобович придерживался мысли, что караимы являются потомками древних тюрков. По этому поводу он не раз вступал в горячие споры с египетскими караимами. Тобия Леви-Бобович сохранил древние караимские свитки.

В XIX — начале XX в. Крым являлся всемирным центром караимизма, поставлял духовных пастырей за рубеж. В Евпатории находилось Александровское (названо в честь царя с его согласия) караимское духовное училище.

Об отношении к караимам свидетельствует, например, то, что все побывавшие в Крыму цари и высшие патриархи православия присутствовали на богослужениях в кенасе, принимали хлеб-соль, бывали в караимских домах. Александр I в 1818 г. останавливался в Евпатории в доме Хаджи Аги-Бобовича. Николай II с семьей посещал в 1916 г. дом С. Дувана. Газамы были вхожи в царскую семью и имели право благословлять наследника на родном тюркском языке, положив ему руку на голову.

— Караимы — один из самых малочисленных народов. Что известно статистике?

— В Российской империи насчитывалось около 15 тысяч караимов. По переписи 1989 года в СССР было зарегистрировано 2803 человека. Сейчас во всем мире насчитывается немногим более 2000 караимов, в том числе в Крыму — около 900. В Севастополе — более 100 человек, имеющих караимские корни.

Известными представителями караимского народа являются Родион Малиновский — маршал, министр обороны СССР, кинорежиссер Сергей Юткевич, балерина Анна Павлова, герой русско-японской войны поручик Тапсашар, Серафим Кефели — герой обороны Севастополя 1854-1855 гг.

— В Севастополе есть ассоциация крымских караимов «Фидан», которую вы возглавляете. Для чего она создана? Каковы ее цели и задачи?

— Севастопольская ассоциация крымских караимов "Фидан" — общественная организация, объединяющая на основе общности интересов караимов и других граждан, а также организации и фирмы, желающие содействовать возрождению караимского народа и его культуры.

Ассоциация создана 6 июня 1998 г. Зарегистрирована Севастопольским городским управлением юстиции. В настоящее время ассоциация "Фидан" объединяет 70 членов.

Основными задачами в культурно-просветительной деятельности являются возрождение народных традиций, обрядов, ремесел, сохранение караимского языка, развитие культуры и популяризация блюд национальной кухни, восстановление и сохранение национальных святынь, придание им статуса памятников национальной культуры.

Наша ассоциация стремится к сотрудничеству со всеми организациями и учреждениями, способствующими сохранению межнационального согласия и развитию культур народов Украины.

— Как общественность города отметила 100-летие кенасы?

— Научно-практическая конференция, посвященная 100-летию севастопольской кенасы, которая недавно прошла в Севастополе, собрала караимов из общин Крыма, Украины, Москвы. На ней были обсуждены насущные вопросы охраны культурного наследия караимов. Был проведен торжественный молебен в честь юбилея кенасы, который провел газан евпаторийской кенасы Давид Тирияки. В конференции приняли участие духовный глава караимов Украины Давид Эль, представители творческой интеллигенции города, депутатского корпуса и городской администрации. Сегодня общечеловеческой задачей является объединение усилий, направленных на сохранение древней культуры, памятников, традиций, языка караимов как части мировой культуры для будущих поколений. Без помощи государства, общества в целом такая задача невыполнима.

У караимов есть выражение "Късмет болса" — "Если судьбе будет угодно". Мы надеемся, что сейчас настало то время, когда возрождение храма и его сохранение как памятника культуры будут способствовать возрождению духовности крымских караимов на основе традиций, обычаев и веры нашего народа.

Другие статьи этого номера