Личность. Профессионал. Очаровательная женщина

Приехав в Севастополь 30 лет назад, выпускница Киевского государственного университета имени Т.Г. Шевченко прошла путь от учителя истории до директора школы, став специалистом, в совершенстве владеющим современными интерактивными технологиями обучения и воспитания учеников. 23 июня директор общеобразовательной I-III ступеней школы N 23 имени Б.А. Кучера Валентина Вилиевна Петрова отмечает свой юбилейный день рождения.

Когда ребенка спрашивают, кем он будет, когда вырастет, обычно он называет профессии запомнившихся ему людей. Кто-то хочет быть космонавтом, кто-то милиционером, спортсменом или врачом. Со временем мировоззрение детей меняется, и во взрослую жизнь выпускники школ выходят совсем с другими убеждениями. У Валентины Вилиевны проблем с выбором профессии не было — она с детства знала, что станет учителем. Свою роль здесь сыграла симпатия к преподающим в школе учителям-предметникам: ей нравилось, как ведут уроки преподаватели истории и русского языка и литературы. На их уроках дети погружались в совершенно иной, загадочный мир знаний. Тогда и возникло у нее заветное желание самой учить детей, которое со временем было успешно воплощено в жизнь. По моей просьбе коллеги по работе охарактеризовали своего руководителя кратко, но емко: "Личность. Профессионал. Очаровательная женщина". И это неудивительно: 33 года педагогического стажа — большой срок. Со временем приходит бесценный опыт, которым Валентина Вилиевна всегда готова поделиться с молодыми коллегами, делающими свои первые шаги на профессиональном поприще. Возможно, беседа с профессионалом также поможет сделать правильный выбор выпускникам, решившим связать свою жизнь с педагогикой.

— Валентина Вилиевна, сегодня нередко приходится слышать жалобы на подрастающее поколение. За годы работы в школе вам довелось провожать во взрослую жизнь не один выпуск. Сильно отличаются нынешние школьники от тех, которые были 20-30 лет назад?

— Практически ничем не отличаются. Ребенок всегда остается ребенком, и если он любим родителями, желанный, то все равно, в какое время он живет. Педагогическая профессия основана на любви к детям. Может, не все ребята понимают, что за определенной строгостью скрывается внутреннее отношение учителя. Ведь то, что вкладывает педагог в ребенка, остается с ним на всю жизнь. А вложить надо прежде всего человечность, добро, понимание, уважение, толерантность. Как? Своим отношением к профессии. Если переживать за свое дело, уважительно относиться к ребенку, как равный к равному, то этим можно многое сделать и для души школьника, и для его мировоззрения, а может, и для профессионального выбора.

— И все же нынешние дети немного другие. Активное вкладывание "разумного, доброго, вечного" может вызвать у них протест.

— Я получила образование при Советском Союзе. И пусть о тех годах не всегда отзываются лестно, но как тогда, так и сейчас, в каждом времени есть свои недостатки и достоинства. Нынешнее поколение не хуже, просто время другое. Дети сегодня находятся в авангарде понимания и продвижения новых технологий, и в каждом ребенке надо уметь видеть хорошее. Возможно, сегодня у молодежи немного изменились вкусы, предпочтения: если раньше дети ходили во Дворец пионеров, то сегодня чаще — в интернет-кафе. Но это не значит, что они от этого стали хуже. К нестандартному ребенку нужен нестандартный подход. Важно донести до сознания школьников, что сегодня можно стать лидером и без примыкания к неформальным молодежным течениям. Есть много способов для самовыражения: это общественная работа, наука, искусство…

— К сожалению, не все учителя могут найти с детьми общий язык. Часто молодые специалисты не хотят работать по специальности, выбранная профессия их не привлекает.

— К работе учителем человек должен быть готов внутренне. Прежде чем идти в педагогику, надо спросить себя: готов ли посвятить этой профессии всю свою жизнь? От этой мысли должно быть комфортно. Насильно стать учителем нельзя. Кроме знаний, должна быть душа. Если такое гармоничное сочетание есть, то можно сказать, что человек идет в учителя по призванию. Если нет, то налицо ошибка в выборе профессии. Сегодня в школы приходят перспективные молодые специалисты, которых надо поддержать, подсказать, как сложное для детей сделать доступным, как заинтересовать их. Этот опыт приходит с годами. Лично я считаю, что молодых коллег сегодня необходимо беречь. Педагогический коллектив должен быть гармоничным, чтобы в нем работали представители старшего, среднего и младшего поколений, чтобы молодежь перенимала опыт у старших коллег. Только тогда возможно движение вперед.

— Сами никогда не жалели о выбранной профессии?

— Нет, никогда. Правда, когда училась, сначала отдавала предпочтение иностранным языкам. А потом пришел интерес к истории, который стараюсь передать своим ученикам.

Елена ИВАНОВА.

* * *

ИЗ НАШЕГО ДОСЬЕ:

Петрова Валентина Вилиевна окончила философский факультет Киевского государственного университета имени Т.Г. Шевченко в 1978 году. Директор школы N 23 с 1994 года, учитель высшей категории (преподает историю в школе с 1981 года), учитель-методист, отличник народного образования, учитель-новатор, экспериментатор, достигающий высоких результатов в работе. Ее ученики являются призерами III , IV этапов Всеукраинских олимпиад по истории Украины, участниками республиканских турниров по международному гуманитарному праву. Грамотный руководитель, сумевший организовать педагогический коллектив на решение проблем предоставления всем учащимся школы качественного образования, культуры учительского и ученического труда, личностно ориентированного подхода к обучению и воспитанию. За годы ее работы в качестве директора значительно улучшена материально-техническая база школы, что позволило поднять на качественно высокий уровень учебно-воспитательный процесс (ежегодно от 40 до 60 учащихся школы становятся призерами II, III этапов Всеукраинских олимпиад по базовым дисциплинам). Творческий, активный, неравнодушный, ответственный, грамотный руководитель. В настоящее время школа N 23 имени Б.А. Кучера является центром экспериментальной работы в городе и районе по учебной работе, нравственному, экологическому и военно-патриотическому воспитанию.

* * *

P.S. Педагоги и учащиеся школы N 23 просили поздравить Валентину Вилиевну с юбилеем и пожелать ей здоровья, счастья и энергии для реализации творческих планов.

Другие статьи этого номера